Поколение Z выбирает. О сильных и слабых чертах характера поколения Z Характеристика людей из поколения X

Предварительный просмотр:

Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Предварительный просмотр:

Профессии для самых прытких и для самых усидчивых

Удобно устроились

Недавно один из зарубежных сайтов, посвященных карьере, устроил ревизию двумстам профессиям по 5 параметрам (рабочая обстановка, потенциал роста доходов, прогноз занятости, физические нагрузки и стресс). В результате самыми комфортными оказались профессии математика , актуария (специалиста по страховым расчетам), статистика , биолога , инженера-программиста , аналитика компьютерных систем , историка , социолога , промышленного дизайнера и бухгалтера . А вот не выдержали критики – по тем же критериям – профессии лесоруба , фермера с молочной фермы , таксиста , моряка , фельдшера скорой помощи , кровельщика , уборщика , сварщика , подсобного рабочег о, рабочего-металлиста и строителя .

Да, представителям «проигравших» профессий некогда особо рассиживаться в кресле, попивая кофе. Но так ли это плохо? Ведь минимизация физической нагрузки успешных профессионалов на работе имеет свою оборотную сторону.

Чем опасны офисные кресла

В самом начале карьеры сидение по 8 часов в день в строгом костюме за столом воспринимается молодыми специалистами как что-то очень серьезное и привлекательное, как новый уровень солидности и ответственности. Безусловно, всё это так и было бы, если не брать в расчет вопрос здоровья.

Ученые Сиднейского университета (Австралия) доказали, что трудоголики, не покидающие офисных кресел в течение 10 часов ежедневно, на 50% больше рискуют своим здоровьем, чем те, чья работа «умеренно сидячая» и кому проводить рабочее время сидя приходится всего 4 часа в день. От того, что человек «прирос» к офисному креслу, хуже приходится его сердечно-сосудистой системе, также у него возрастает риск диабета и ожирения, нарушается холестериновый обмен в организме. Всё это гиподинамия, и она многообразна!

Впрочем, любому врачу-неврологу, даже не имеющему никакого отношения к вышеупомянутому исследовательскому коллективу, очевидно, что сидячее положение вредит прежде всего позвоночнику. Межпозвонковые диски не могут амортизировать подобную нагрузку на позвонки вечно. Со временем они усыхают и порой дают трещину. И это далеко не все сюрпризы, на которые способен остеохондроз позвоночника – болезнь настолько распространенная даже среди людей среднего возраста, что она нуждается в массовой профилактике.

Нам пора понять: когда на забавных картинках, изображающих эволюцию Homo sapiens, к ряду всё более прямоходящих субъектов пририсовывают современного человека, согнувшегося перед компьютером, это уже не смешно.

От самых прытких до самых усидчивых

В каких профессиях движения достаточно?

Подобным вопросом абитуриенты задаются крайне редко. Конечно, если вы нацелились получать профессию акробата или каскадера , актера кино или театрального артиста , фотомодели или эстрадного певца , учителя физкультуры или спортивного тренера , хореографа или психотерапевта танцевально-двигательной терапии , тогда вам приходится заранее задуматься о характере своей будущей физической активности – и о том, сколько лет вы сможете «так протанцевать» на работе. Тот факт, что, к примеру, балерины выходят на пенсию очень рано, причем будучи в прекрасной танцевальной форме (по сравнению с нетренированными людьми), заставляет всех тех, кто собирается использовать в работе искусство движения и зарабатывать этим на жизнь, серьезно отнестись к вопросам нагрузок и выносливости.

Для граждан чуть менее неугомонных предназначены профессии, получаемые чаще всего в системе среднего профессионального образования (а ранее – и начального тоже). Тут никто не заставляет вытанцовывать идеальные па, однако шевелиться приходится много, и это хорошо, но есть и очевидный минус – движения швеи , парикмахера , рабочего на заводе, кондитера на фабрике, мастера по ремонту в сервисном центре монотонные, однообразные. К тому же многим из этих профессионалов постоянно приходится работать стоя. (Зная об этом риске заранее, многие кидаются в другую крайность – и оказываются в плену сидячей работы.)

А вот сколько бы стресса ни было в работе стюардесс , педагогов , продавцов , хирургов , ветеринаров , медсестер , физическая нагрузка у них относительно сбалансирована. Но так получается случайно! При выборе профессии никто из них не думает, что приятным бонусом к основным трудовым обязанностям окажется возможность проводить рабочее время то на ногах, то сидя.

Баланс усидчивости и активности уже нарушен у тех, кто отлучается из-за офисного стола только на выездные переговоры, согласования рабочих вопросов и в командировки. Это архитекторы , инженеры , менеджеры по работе с клиентами , региональные представители компаний , а иногда и корреспонденты . Но и эти группы профессионалов не сразу замечают количество и качество таких «тренировок», обращая внимание прежде всего на погодные условия, сопутствующие той или иной поездке.

Также можно назвать отдельные профессии, активность в которых своеобразная. Например, археолог . Он и в экспедиции ездит, и в палатке там живет, и еду себе в полевых условиях готовит. Однако носиться туда-сюда по территории раскопок нельзя; ты обнаружил находку – и долго, аккуратно ее очищаешь прямо на месте, зарисовываешь, составляешь ее описание, а потом просиживаешь время в библиотеках и сравниваешь ее с уже найденными аналогичными образцами. Всё же эта профессия – для усидчивых людей. Hапротив, ремесленник-фрилансер , который изготавливает свои поделки дома, или художник-живописец , вроде бы не отходящий от мольберта, занимаются тяжелым физическим трудом.

А вот для самых усидчивых людей – профессии архивариуса , нотариуса , контент-менеджера сайта , IT-специалиста и чиновника-госслужащего . И не только эти, конечно; ведь офисная форма занятости – одна из самых распространенных.

Плясать от печки

А теперь, когда нам известны основные варианты рабочей двигательной активности, давайте плясать от печки. Иными словами, давайте сосредоточимся на моменте выбора профессии и карьерного старта!

В начале своего трудового пути не пренебрегайте возможностью поработать в разных сферах, попробовать себя в роли, скажем, курьера , промоутера , гардеробщика или официанта – эта работа, типичная для студентов младших курсов, поможет вам получить представление о разнообразной физической нагрузке в процессе трудовой деятельности.

А выбирая основное дело жизни, представляйте себе разные по физической активности варианты карьеры, которые предполагает интересующая вас профессия. Вам нравится дизайн? Сколько бы ни носились созданные гейм-дизайнером персонажи по пространству компьютерной игры, работа у их автора сидячая. А вот промышленный дизайнер имеет дело не только с чертежами объектов, но и с их тестированием в реальности, а это предполагает разъезды и встречи с производственниками и заказчиками.

Кстати, как раз промышленные дизайнеры вместе с психологами-эргономистами (эргономика изучает эффективную организацию условий труда) и рабочими-мебельщиками помогают человечеству решить проблему гиподинамии на рабочем месте. В частности, разрабатываются модели современных конторок – это столы, за которыми можно работать стоя. Среди компаний, занимающихся традиционными конторками, назовем американскую StandUpDesks и российскую «Учпрогресс». А вообще конкретно в этой области немало и более оригинальных разработок: ведь конторку реально спроектировать так, чтобы под столом был не пол, а беговая дорожка; дверь в кабинет вполне совместима с откидным столом для пинг-понга; а к офисному креслу подходят элементы тренажера.

Так что и вы можете выбрать профессию, которая позволит вам помогать человечеству беречь свое здоровье на работе – даже на традиционно сидячей.

Если же подобных побуждений у вас не предвидится и вы сознательно выбираете именно сидячую работу, стоит подготовиться к ее рискам!

Для тех, кто решил работать за столом

Итак, ваш труд будет умственным. Как позаботиться о здоровье в этих условиях? И у школьника, и у студента предостаточно ситуаций, в которых можно отрепетировать оптимальную стратегию поведения и закрепить необходимые навыки.

Сидите правильно! Горбиться перед монитором компьютера, а тем более над тетрадью, которая и вовсе лежит на столе, однозначно вредно. Строго вертикальное положение спины уместно для офисной обстановки и годится для ряда йоговских поз, но полезнее всё-таки отклонять спину на 135 градусов от горизонтали. При этом поясничный отдел позвоночника не может слишком «доверяться» спинке кресла и провисать. Спина должна быть прямой. И помните: сидеть в принципе менее естественно для человека, чем лежать, стоять, бегать и даже лазать по деревьям!

Делайте паузы в занятиях. Перерыв на обед порой становится единственным перерывом, который позволяется сотруднику в течение восьми часов рабочего дня. Пока вы можете прерывать свои занятия чаще, цените это. Решили поесть? В студенческой привычке перекусывать на ходу ничего хорошего нет; самая полезная еда – дома. Решили поговорить на переменке? Чем старше школьник, тем вальяжнее он перемещается по коридору учебного заведения, посвящая свободное время уже не «детской» беготне, а нескончаемым разговорам. Однако это тот самый случай, когда наивные маленькие дети более правы, чем умудренные жизнью подростки.

Занимайтесь спортом. Предварительно составьте программу тренировок, подходящую именно вам. В этом вам помогут квалифицированный тренер и спортивный врач. Впрочем, просто погонять во дворе в футбол – тоже очень хороший вариант. Но не рассчитывайте на то, что механическое чередование сеансов сидения за столом и перерывов на интенсивный спорт – это якобы хороший баланс. А если вы не занимались спортом никогда, пора начать это делать ради вашего же гармоничного развития.

Отдыхайте активно. Ежедневные прогулки многим сверхзагруженным старшеклассникам представляются утопией, однако гулять нужно! Скоро, лет в 18, вам может показаться, что прогулки – это детское занятие, а настоящие взрослые если и появляются на улице, то всё чаще спешат по делам, а вовсе не гуляют. Неправда: любой человек имеет право на то, чтобы прогуляться. А дома лучше ограничить пассивное времяпрепровождение: раз уж вы всё-таки решили посмотреть телевизор, выберите конкретную программу и не переключайтесь с канала на канал. Не проводите выходные на диване – каждые полчаса-час нужно менять вид активности. И, конечно, когда вы просто перемещаетесь по дому – например, делаете уборку – следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Источник: www.edunews.ru

Популярность среднего профессионального образования (СПО) и качество подготовки специалистов в техникумах и колледжах за последние несколько лет заметно выросли, хотя многие абитуриенты рассматривают обучение в колледже лишь как ступеньку на пути в профильный вуз. К каким специальностям и в каких регионах семьи проявляют наибольший интерес? Ответить на эти вопросы поможет Навигатор учреждений СПО, подготовленный МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Социальный навигатор".

В исследование вошли данные по приему на первый курс в 2014 году учащихся 664 учреждений среднего профессионального образования из 56 регионов РФ.

Лидеры исследования

Самыми востребованными направлениями подготовки, с наибольшим конкурсом, среди абитуриентов СПО оказались "Техника и технологии наземного транспорта", "Техника и технологии строительства", "Экономика", "Юриспруденция", "Сервис и туризм", сообщил руководитель группы реализации национальных проектов "Социального навигатора" РИА Новости Иван Никитин.

"Самый высокий конкурс на бюджетные места, свыше восьми человек на место, был зафиксирован в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже (на специальность "сервис и туризм"), Крымском медицинском колледже ("здравоохранение") и Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства ("прикладная геология", "горное дело", "нефтегазовое дело" и "геодезия"). Средний конкурс на бюджетные места по всем учреждениям СПО и направлениям подготовки составил 1,4 человека на место», - рассказал он.

Эксперт отметил, что в подавляющем большинстве техникумов и колледжей отсутствовал конкурс на платное обучение. Наиболее заметными исключениями стали Судомеханический техникум Керченского государственного морского технологического университета и Симферопольский колледж железнодорожного транспорта, в которых конкурс по отдельным направлениям превысил 10 человек на место.

При этом стоимость платного обучения может отличаться в 80 раз: она колеблется от 1 500 рублей в год (Саратовский лицей железнодорожного транспорта) до 120 000 рублей в год в нескольких столичных УСПО. Средняя стоимость обучения в рамках платного приема составляет 32 800 рублей в год.

Экономика и право

По данным навигатора, самый высокий средний балл по аттестату (4,9) набрали абитуриенты Базарнокарабулакского техникума агробизнеса из Саратовской области по направлению "Экономика и управление". За ним следует средний балл 4,8, который набрали абитуриенты Поволжского государственного колледжа из Самары (специальность "юриспруденция") и Кисловодского медицинского колледжа ("клиническая медицина").

Спрос на медиков со средним профессиональным образованием до сих пор оставался стабильно высоким, хотя в будущем на нем может отразиться текущее сокращение кадров в здравоохранении. Но насколько востребованы на рынке труда специалисты, получившие среднее специальное образование в области экономики и юриспруденции?

Спрос на этих специалистов сильно различается от региона к региону, считает главный эксперт Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Федор Дудырев.

"К числу экономических специальностей на уровне СПО относится, например, специальность "банковское дело". Сегодня в нескольких федеральных округах работают шесть колледжей Центробанка, которые великолепно готовят специалистов для этой организации. И их выпускники имеют практически гарантированное трудоустройство на весьма перспективные рабочие места", - рассказал он РИА Новости.

С одной парты на другую

По его мнению, есть еще одна причина спроса на эти направления подготовки: многие вузы реализуют программы высшего образования, которые "состыкованы"со специальностями СПО. И достаточно много семей отдают своих детей в колледжи с тем, чтобы со временем они продолжили обучение по сходному направлению подготовки в вузе, избежав необходимости сдавать ЕГЭ.

"Поэтому, когда мы говорим о высоком спросе на экономические специальности в системе СПО, мы должны иметь в виду, что очень скоро выпускники этих программ продолжат обучение в университетах", - подчеркнул эксперт.

Результаты мониторинга Минобрнауки РФ за апрель 2015 года показывают, что 67% выпускников колледжей по специальности "экономика управления" и около 50% - по специальности "юриспруденция" продолжают обучение в вузе. При этом среднее значение доли выпускников, продолжающих обучение, по всем специальностям составляет около 20%, рассказала РИА Новости начальник отдела прогнозирования потребностей в кадрах Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ Лариса Серова.

"Выпускники специальностей "экономика и управление" – это продавцы, кассиры, операторы диспетчерской службы. Такие специалисты востребованы на рынке труда, многие из них получают впоследствии высшее образование, но, в основном, заочно, совмещая обучение с работой", - отметила она.

Те, кто получил образование по специальности «юриспруденция», трудоустраиваются в сфере охраны общественного порядка и раскрытия преступлений. По мнению экспертов, сегодня такие специалисты с дипломом колледжа мало востребованы, поскольку качество подготовки юриста в вузе намного выше.

"Медицинские сестры, акушеры, лаборанты - выпускники специальностей "клиническая медицина" – востребованы на рынке труда, но при этом 50% из них планируют продолжать обучение в вузах, совмещая учебу с работой", - сообщила Лариса Серова.

Спрос на рынке труда

Несмотря на популярность экономических и юридических специальностей СПО среди абитуриентов, эксперты отмечают, что на рынке труда сегодня наиболее востребованы рабочие профессии. Высок спрос на маляров, электромонтажников, станочников, поваров-кондитеров и т.п.

"Заработная плата по этим специальностям зачастую выше, чем заработная плата кассира или бухгалтера, поэтому необходимо ориентировать население на более простые с точки зрения обучения, но очень востребованные профессии", - полагает Лариса Серова.

В то же время требования к качеству подготовки в СПО у работодателей сегодня выросли, отмечает эксперт. Согласно опросам, востребованные специалисты должны обладать мультидицисцилинарными компетенциями: знанием автоматизированных систем (работа оператором станком с ЧПУ), компьютерных программ, иностранных языков.
Достаточно стабильна ситуация и с трудоустройством выпускников СПО по специальностям, связанным с транспортом и строительством, считает Федор Дудырев.

"Сегодня многие родители понимают, что РЖД и другие крупные организации, которые осуществляют транспортные перевозки или поддержание транспортной инфраструктуры (а это базовая инфраструктура в большинстве регионов), как правило, достаточно устойчивы в экономическом отношении и обеспечивают хорошую перспективу и весьма достойный уровень начального заработка для выпускников", - отметил он.

Он также отметил, что рабочий, получивший строительную специальность, вряд ли останется без работы.

"Строительные профессии – массовые, они сами по себе гарантируют работников от неблагоприятных социальных последствий. Если вы радиоэлектроник или оператор по микросварке, у вас могут возникнуть трудности со сменой работы, потому что профильных предприятий в РФ раз, два и обчелся. А арматурщики и бетонщики в силу массового характера этого вида занятости работу себе всегда найдут", - подчеркнул эксперт.

По данным мониторинга Минобрнауки РФ, сегодня по строительным специальностям не трудоустраивается только 1% выпускников, сообщила Лариса Серова.
В ближайшие 5 лет произойдет переоценка ценности системы СПО со стороны населения, полагает она.

"Родители уже сегодня начинают понимать, что высшее образование нужно для получения определенного социального статуса, а для того чтобы работать, во многих случаях достаточно иметь и среднее профессиональное образование. Можно ожидать, что в ближайшие годы родители перестанут ориентировать своих детей исключительно на вузы", - резюмировала эксперт.

Поколение Z - одно из самых малоизученных поколений, так как его представители (люди, родившиеся после 1995 года) сейчас только делают первые шаги на рынке труда. Однако именно представители этого поколения значительным образом отличаются от предыдущих поколений, ведь большинство профессий, осваиваемых ими, полифункциональны и междисциплинарны на высоком уровне. Ксения Помогаева, магистрантка первого курса программы «Технологические инновации и трансфер технологий» Университета ИТМО, провела исследования, касающиеся малоизученного поколения Z. Так, студентка выяснила, какие факторы влияют на выбор профессии и работодателя, а также что именно оказывает влияние на продуктивность команды, целиком состоящей из представителей поколения Z. Исследования были проведены совместно с международной инновационной биотехнологической компанией BIOCAD, в которой сейчас Ксения проходит стажировку.

Ксения Помогаева

Почему ты стала заниматься изучением поколения Z? Как получилось, что твои исследования стали проводиться под эгидой известной международной компании в области разработки лекарственных препаратов BIOCAD?

BIOCAD наряду с другими компаниями является мастером моей магистерской программы в Университете ИТМО. В начале семестра у нас проходила встреча, в рамках которой магистранты могли познакомиться с представителями компаний-партнеров (BIOCAD, RexLex Nova, Бизнес-инкубатор Университета ИТМО и другие), которые представили свои кейсы. Каждый мог выбрать понравившуюся тему и сообщить о своем решении заведующему кафедрой, после чего всех магистрантов распределяли по компаниям. Надо заметить, что компания BIOCAD представила кейс не конкретно про поколение Z, его фокус был направлен скорее на формирование эффективной команды. Так как я выбрала в качестве темы для магистерской диссертации вопрос разработки новой методики управления кадрами, я обратила внимание именно на кейсы BIOCAD. Однако при личной встрече с Татьяной Тангишевой , руководителем направления развития персонала компании BIOCAD, которая сейчас является моим руководителем, мы решили провести исследование на примере поколения Z, ведь сегодня действительно не так много систематизированной информации об этом поколении, только вступающем в профессиональную среду.

Как было решено выстроить работу?

Мы решили разделить исследование на несколько частей, две из которых уже реализованы. Первое исследование было нацелено на выявление факторов, определяющих выбор профессии и работодателя среди представителей этого поколения. Второе исследование проводилось для того, чтобы определить факторы, влияющие не продуктивность команды, состоящей из представителей поколения Z, и предложить способы повышения продуктивности. Оба исследования были проведены во время зимнего семестра, и по результатам работы я прошла на стажировку в отдел HR компании BIOCAD.


Что удалось выяснить про факторы, влияющие на выбор профессии и работодателя?

Мы проводили оценку мотивирующих факторов с помощью опросов студентов различных вузов - как «столичных», так и региональных. Фокус был направлен на студентов естественнонаучных специальностей, так как в большей степени именно в таких кадрах заинтересована компания BIOCAD. Мы узнавали, что их мотивирует при выборе профессии и при выборе работодателя и выявили отличия именно в мотивации. Например, известно, что представители поколения Y чаще хотят развивать свой бизнес и управлять, а для Z это не так важно, потому что они хотят, чтобы их оценивали. Им недостаточно просто выполнить задачу, им важно, чтобы их действия одобрили и похвалили. Получается, для них релевантнее идти в те места, где на их личность обратят внимание. Также удалось выяснить, что представителям поколения Z не столь интересен вертикальный рост, сколько горизонтальный - зарплата для них вовсе не на первом месте, им гораздо важнее обучение и саморазвитие. Возможно, это связано с тем, что сейчас на рынке труда обилие многопрофильных специальностей, которые в себя включают много профессиональных компонентов и навыков, и ребята учатся соответствовать этим требованиям со студенчества. Также важно учитывать экономическое положение представителей молодого поколения - поколение Z изначально находится в более стабильной финансовой ситуации.

Как ты проводила второе исследование?

После первого исследования мы решили провести скрытый эксперимент на взаимодействие участников в команде. Так как команд, состоящих из специалистов поколения Z пока что не так много, ведь они только выходят на рынок труда, я проводила эксперимент над своей командой по кейс-чемпионату - на тот момент я участвовала в кейс-чемпионате «Маркеториум» Университета ИТМО. К моменту проведения исследования мы работали вместе почти месяц. Участниками команды стали студенты и выпускники вузов Санкт-Петербурга и Белоруссии, специализирующиеся в областях маркетинга, менеджмента, IT. Я попросила менеджера разделить команду на две части: одна команда работала в условиях постоянного контроля, другая - автономно. Постоянный контроль означает, что участники команды отчитываются по каждому этапу работы, в то время как автономная работа подразумевает, что участники команды получили лишь задачу и сроки дедлайна - никто не курирует их работу. Мы смотрели, какая подкоманда эффективнее работает, в какие сроки укладывается, а также какое количество и качество идей мы имеем на выходе. По результатам эксперимента мы также провели опрос руководителя команд, в данном случае менеджера, и анкетирование участников - до этого момента ребята не знали, что они участвуют в эксперименте. Когда мы получили конечные данные, мы поняли, что поколение Z значительно отличается от предшествующего ему поколения Y. Изначально мы выдвигали гипотезу о том, что люди автономно работают эффективнее, однако оказалось, что такое предположение, справедливое для старших поколений, ошибочно для Z. Так, участники команды, которые работали автономно, все равно отчитывались перед руководителем, так как им комфортнее, когда их работу оценивают на всех этапах. Кроме того, мы заметили, что члены обеих команд склонны к бесконфликтности - для них важно быть выслушанными в коллективе. В случае, когда возникли конфликтные ситуации, команда распалась. Впоследствии причины были выявлены в процессе интервьюирования: участники говорили, что их не устраивало отношение между членами команды, и особенно, что нельзя было выслушать все мнения. Другими словами, у представителей поколения Z эмоциональный фактор играет значительную роль.


Если сравнивать между собой «игреков» и «зетов», к какому заключению можно прийти?

Представителей Y индустрия успела изучить в достаточной мере, чего не скажешь о современном поколении. Например, исследование, которое проводили несколько западных компаний и вузов (INSEAD Emerging Markets Institute, Universum, MIT Leadership Center и HEAD Foundation) говорит о том, что большинство «игреков» преследуют цель заполучения лидерских позиций. Четверть респондентов в области обучения выбирают онлайн-образование, а интерес к предпринимательской деятельности проявляет 41% респондентов. Примерно половина респондентов испытывают волнение по поводу правильности выбранной ими профессии. Если говорить о представителях следующего поколения, информации не так много, но большинство исследователей считают, что ярче всего у «зетов» проявляются индивидуализм, инфантилизм и зависимость от новых технологий. Несмотря на то, что мы живем в эпоху междисциплинарности и таких же команд, для «зетов» важно работать самостоятельно, потому что у них наблюдается уверенность в собственной уникальности. Неслучайно в области профессиональных предпочтений «зетов» на первый план выходят возможность самовыражения и решения интересных задач, уважение к профессионализму и компетентности.

Мое исследование показало, что для представителей поколения Z важнее всего принимать решения в проекте (51,7% опрошенных) и предлагать свои идеи (35,7% опрошенных). Для 78% опрошенных крайне важной является возможность иметь гибкий график. Также интересно, что на увольнение сотрудника в большинстве случаев может повлиять отсутствие возможностей для развития.

Надо понимать, что существующие методики управления ориентированы в большинстве случаев на предыдущие поколения. Поэтому необходимо проводить дальнейшие исследования особенностей менеджмента для специалистов поколения Z. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы составить универсальную методику, учитывающую сходства и различия сотрудников, и, конечно, повысить эффективность работы команд интеллектуальных специалистов самых разных возрастов.

Как планируется продолжать исследование?

Помимо задания, которое я получила на стажировке в BIOCAD, там же я хочу провести следующий этап своего исследования поколения Z, анализируя деятельность стажеров. Помимо меня, компания приняла в январе порядка 30 стажеров по разным направлениям. Я планирую провести опросы как «практикантов», так и их руководителей на предмет оценки эффективности их работы.

Поколение Z, чьи представители активно начинают проникать во все сферы бизнеса, считается переходным из века ХХ в век XXI (согласно различным подходам, это те, кто родился в 1990-е годы и вплоть до 2010-го). То, что их родители называли "технологиями будущего", для них уже обыденное настоящее. Они креативны, изобретательны, предпочитают виртуальный мир реальному, но при этом зачастую ленивы и инфантильны, а мотивировать долгосрочными целями их практически невозможно.

Чему у них стоит поучиться?

Людей этого поколения отличает прежде всего максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать.

«Людей этого поколения отличает прежде всего максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать - какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Это чудный возраст, на мой взгляд, хотя и сопровождающийся определенной инфантильностью, инертностью», - говорит директор по персоналу компании«Россита» Анастасия Курахтина .

Представители данной категории, как правило, позитивны и получают удовольствие от своей работы. Обучение для них не догма; они сами выбирают путь своего развития, а система образования их поддерживает. Одно из главных их качеств - креативность , и такое популярное явление, как флешмоб, очень наглядно это иллюстрирует. Их привлекает эпатаж, нестандартные идеи, яркие проекты. К каждому делу они стараются подойти творчески.

Они обладают многими полезными навыками, которым нам стоит поучиться: например, умение быстро принимать решения, так как динамика их жизни намного выше. И пусть какие-то важные моменты упускаются и не всегда просчитываются риски - выводы будут сделаны позднее. Для них важен результат, а не сопутствующие факторы; собственное мнение, а не репутация в коллективе.

«Несмотря на то, что почти вся жизнь людей поколения Z проходит в виртуальном пространстве, у них постепенно растет интерес к качественному, глубокому реальному общению без потери технических возможностей, - продолжает Анастасия. - Они учат нас быть постоянно на связи: на любой отдых мы все равно берем с собой ноутбук. Если посмотреть на страницы молодых людей в социальных сетях - количество друзей там может достигать нескольких тысяч. Понятно, что ежедневно со всеми они не общаются, но все равно не выпускают из фокуса внимания, следят за новостями и обновлениями.

Так как поколение Z является основным кадровым потенциалом для многих компаний, руководству и специалистам по персоналу приходится играть по его правилам. Мы все больше понимаем, как правильно работать с сильными и слабыми сторонами ребят, чтобы наиболее эффективно их использовать. Например, разрабатываем технологии продаж в виде ярких методических пособий на 15 страничек - получается красочная книжечка с картинками. Такие инструменты, как инфографика, презентации, социальные медиа, вообще крайне действенны и уменьшают дистанцию для коммуникации. То есть важно постоянно озвучивать и визуализировать образы».

Дети своего времени

Представители поколения Z во многом индивидуалисты, им нужно объяснять, почему так важна работа в коллективе.

Поколение Z неотделимо от Интернета, а в глобальной Сети, как известно, нет никакой иерархии. К тому же после перестройки в России обрушились все прежние ценности на уровне государства и общества. Поэтому поколение 90-х не признает авторитетов и признанных лидеров - для них это условность. Современная молодежь - полная противоположность людям с советским прошлым, которым присуще чувство гиперответственности, патриотизма, единения друг с другом. Соответственно, найти контакт «отцам» и «детям» очень сложно. Выход - попытаться разговаривать на одном языке, быть таким же мобильным, легким в общении. В роли авторитета для поколения Z может выступать человек близкой возрастной категории, но более профессиональный в чем-либо.

«Например, если у меня в магазине в основном работают студенты и выпускники вузов в возрасте 20-23 лет, то управлять ими я уже не поставлю 40-летнего менеджера. Потому что у него совершенно другое понимание коллектива, обязанностей, донесение информации и т.д. Директорами становятся те сотрудники из линейного персонала, кто стабильно показывал отличные результаты, заслужил уважение, положительную репутацию у коллег», - поясняет Анастасия.

В единую команду представителей поколения Z собрать достаточно тяжело. «У нас чувство коллективизма формировалось еще на уровне детских садов и школ: мы вместе, мы сила, мы всего достигнем - отсюда все эти отряды, октябрята, пионеры и комсомольцы. В 90-е же годы, когда старое уже разрушилось, но ничего нового еще не было создано, дети наблюдали, как их родители выживали самостоятельно, без всякой помощи государства. Именно поэтому у них сейчас нет общих объединяющих ценностей. Они во многом индивидуалисты, им нужно объяснять, почему так важна работа в коллективе.

Для поколения Х поступление в институт было прерогативой относительно небольшой прослойки. Это была заветная мечта многих молодых людей - получить высшее образование, которое было путевкой в лучшую жизнь. Сложность задачи диктовала серьезный уровень подготовки абитуриентов и их осознанный выбор вуза, факультета, профессии. С началом 90-х количество бюджетных мест резко уменьшилось, на первый план вышло коммерческое обучение, а самыми популярными направлениями стали экономическое, финансовое, юридическое - именно они считались наиболее «денежными». Руководствуясь этим, школьники поступали в вузы без малейшего понимания, пригодится оно им в принципе или нет, а зачастую и не по своей воле. Главное, что заботливые родители оплачивали обучение.

«В итоге только уже с дипломом на руках выпускники по-настоящему задумывались о своей профессиональной судьбе. В массовом порядке они шли работать не по специальности, некоторые затем получали дополнительное образование, так как первое и основное оказывалось совершенно бесполезным. Но, к сожалению, не редки ситуации, когда молодежь, получив желанные корочки, останавливается в развитии, теряет интерес к дальнейшему повышению квалификации и получению знаний. Конечно, каждый случай уникален, однако тенденция все равно негативная», - комментирует психолог, бизнес-тренер Светлана Булгакова .

Работники с особенностями

Представители поколения Z не склонны задерживаться на одном месте работы много лет: им становится скучно, теряются стимулы. Они легко соглашаются на предложения от других компаний, если там предлагают увлекательный проект, реальные цели, которые можно достичь в короткие сроки. Мотивации, рассчитанные на длительные сроки, пусть даже на год, не вызывают у них энтузиазма. Коллектив, друзья среди коллег, как уже было сказано, также не являются удерживающим фактором: с современными средствами коммуникации поддерживать связь не составляет проблемы.

«Эти люди хотят жить и работать здесь и сейчас - это вообще особенность общества потребления. Если им показать четкую перспективу, ясные и понятные этапы карьерного пути, возможность за короткое время получить должность руководителя или повысить зарплату, наглядные примеры достижения тех или иных показателей - в результате вы получите заинтересованных, вовлеченных и эффективных сотрудников. Собственно, розничные компании так и делают», - объясняет коммерческий директор компании «Россита» Елена Иващук .

Анастасия Курахтина рассказывает, как в одну розничную сеть магазинов на позицию продавца-стажера взяли молодого человека. По каждому вопросу у него было свое мнение, которое он яростно отстаивал. Но согласитесь, что это ненормально: либо мы все работаем по одному регламенту, либо каждый изобретает велосипед; если каждый новичок начнет учить всех, как надо работать, - бизнес просто развалится. Понятно, что этот человек долго не задержался, однако самое интересное выяснилось уже потом. У него не было высшего образования, он находился в перманентом «поиске себя», ничем по сути не занимался и жил на средства родителей. Затем вдруг понял, что хочет заниматься фотографией. Мама с папой проспонсировали обучение, покупку аппаратуры - и сейчас, менее чем через год после ухода из компании, его работы выставляются в одном итальянском городке.

Представители поколения Z не склонны задерживаться на одном месте работы много лет: им становится скучно, теряются стимулы.

Этот пример лишний раз показывает, что талантливых людей среди этого поколения немало, но зачастую они сами не знают, что им нужно. Они не готовы подчиняться общим правилам либо делают вид, что согласны с ними. Зато когда все-таки находят занятие по душе, то преображаются и отдаются ему без остатка.

Что касается Z-лидеров, то им полностью присущи черты своего поколения. Если люди «старой закалки» будут поддерживать свои позиции сильными внутренними качествами, то те, кто идет им на смену, - культом технократизма. Показателем статуса для них являются не квартира и машина, а самые последние технические разработки, гаджеты и т.п.

Прирожденных предпринимателей также будет становиться все меньше, исходя из упомянутых трудностей с самомотивацией. Однако те, у кого она развита достаточно хорошо, станут самобытными и успешными, особенно в новых, еще неразработанных для рынка нишах.

«Это поколение не умеет одновременно работать и отдыхать, равномерно распределяя время и на то, и на другое, - считает Светлана Булгакова. - Молодые люди могут с увлечением заниматься чем-то важным и полезным, но в какой-то момент индивидуализм дает о себе знать, и они бросают все. До тех пор, пока вновь не почувствуют желание поработать. А все потому, что они не чувствуют ответственности за свою жизнь, не боятся голода, как их бабушки и дедушки. Z-дети росли в тот период, когда рождаемость в принципе была невысокой, поэтому они всегда были (и остались) любимчиками и баловнями. Родители активно поддерживают их финансово, что объясняет ту легкость, перерастающую в легкомысленность, с которой молодежь идет по жизни».

Приходя на собеседование, молодежь без запинок предъявляет необоснованно высокие требования к зарплате, но не может внятно объяснить свои цели, стремления и пожелания к работе. В итоге уровень интереса, потенциал, профориентацию приходится выявлять непосредственно в «полях». Чтобы найти контакт с поколением Z, Анастасия советует проговаривать, моделировать ситуации, разбирать бизнес-кейсы, наблюдать со стороны. Если при этом у человека проявятся необходимые компетенции и личностные качества, а также найдется достаточно мотивирующих факторов - работодателю повезло.

  • 3 проверенные техники для достижения целей Полезно для выпускников и студентов
  • Колледжи не для троечников: конкуренция стимулирует развитие системы СПО
  • Специальность «Коммерция (по отраслям)». Квалификация – менеджер по продажам
  • Ключевые точки в резюме бухгалтера: что забывают уточнить
  • Резюме юриста: как рассказать про свои успехи понятным языком
  • 5 простых профессий, без которых ваш офис не будет работать
  • На 5% больше подростков выбирают среднее профессиональное образование
  • Путь к работе мечты: 5 секретов эффективности для выбора профессии
  • Календарь абитуриента: сроки приема документов в колледжи и техникумы в 2019 году
  • Какие профессии оказались самыми востребованными в 2018 году?
    • Внимание, выпускники НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)»!
  • Гибкие навыки: на что обращают внимание современные работодатели
  • 10 правил успешного студента: повышаем эффективность учебы и личную производительность
  • Сколько классов заканчивать: 9 или 11? Куда поступать в колледж или в вуз?
  • Исследование российского рынка зарплат и популярных профессий
  • Проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • Как составить резюме юристу: 5 советов от потенциального работодателя.
  • Стали известны самые прибыльные профессии в России в 2018 году
  • Куда поступить на дизайнера: выбираем специальности и профили
  • Как повысить свои шансы на трудоустройство с помощью резюме и собеседования?
  • Как начать карьеру молодому специалисту? Лайфхаки от hr-директоров.
  • Что делать, если ребёнок не поступил в вуз: 6 советов родителям
  • Определены самые высокооплачиваемые профессии в России
  • Как поступить в колледж: основная информация для абитуриента
  • Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться?
  • Отсрочка от службы в армии для абитуриентов и студентов колледжей
  • Абитуриентам колледжей и техникумов - выпускникам 11 класса
  • Абитуриентам колледжей и техникумов - выпускникам 9 класса
  • Обучение после колледжа в вузе по сокращенной программе
  • Самообразование - это перспективная стартовая площадка для вашей карьеры
  • Переход в колледж может стать самым мудрым родительским решением
  • В Минобрнауки России обсудили перспективы развития среднего профессионального образования
  • ТОП-5 профессий будущего: на кого лучше поступать в 2018 году?
  • Как успешно сдать сессию и не умереть: режим и распорядок дня студента
  • СТУДЕНЧЕСКИЕ ЛАЙФХАКИ: КОГДА БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ
  • Преимущества и недостатки дистанционного обучения в вузе и колледже
  • Лайфхаки по обучению. Пять советов, которые помогут учиться самостоятельно
  • о сильных и слабых чертах характера поколения Z
  • Профориентационная работа и содействие трудоустройству выпускников
  • Поступить в колледж Омска на заочное, дистанционное обучение в Омске
  • Как студенту начать успешную карьеру. Думай как работодатель!
  • Советы первокурсникам: 80 рекомендаций от старших товарищей
  • Рабочие профессии с начала 2017 года стали более популярными среди молодежи
  • Сформировать финансовую культуру людей Постарается Центральный банк РФ.
  • Как составить блестящее резюме: 45 приемов на любой случай
  • Как поступить в колледж НОУ СПО "СРШБ(к) г. Омск. Отвечаем на вопросы.
  • Учиться никогда не поздно, или какие курсы будут полезны тем или иным специалистам?
  • Конкуренция среди молодых специалистов выросла до 12 человек на место
  • Профессиональные навыки для успешного трудоустройства.
  • Неделя специалиста специальности 38.02.07 «Банковское дело» глазами студентки первого курса
  • Как предоставляется отсрочка от армии студентам колледжа
  • ТОП-5 профессий будущего: на кого лучше поступать в 2017 году?
  • Для участия в ГИА подать заявление необходимо до 1 марта
  • Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства
  • Сибирская региональная школа бизнеса (колледж) - ведущий колледж Омска
  • Поступающим в колледж на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий
  • Выпускники российских колледжей смогут получать зарплату до 70 тысяч рублей в месяц
  • Стоит ли идти в старшую школу (10-11 класс) или же пойти в колледж?
  • Заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
  • Советы первокурсникам: рекомендаций от старших товарищей
  • Обучение по специальностям, которые станут профессиями будущего
  • Визажист-стилист - одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий.
  • Перечень документов для поступления в СРШБ (колледж) 2016
  • ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В 2018 ГОДУ В НОУ СПО "СРШБ (КОЛЛЕДЖ)"
  • ПРАВИЛА ПРИЕМА в Сибирскую региональную школу бизнеса (колледж) на 2016–2017 учебный год
  • Куда пойти учиться или выбираем учебное заведение, профориентация, тесты
  • Специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
  • Специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование»
  • Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
  • Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
  • Уникальная система непрерывного образования «Школа – Колледж – ВУЗ»
  • Для поступления в наш колледж не нужно сдавать ЕГЭ!
  • Расписание
  • о сильных и слабых чертах характера поколения Z

    «Они много знают, кроме ответа на вопрос: как достичь поставленной цели?»

    Инвестор и создатель курса для подростков «Бизнес для школьников» Аркадий Морейнис – о сильных и слабых чертах характера поколения Z

    Молодые люди, не представляющие жизнь без гаджетов и интернета, становятся совершеннолетними и вот-вот начнут выходить на рынок труда. Что известно об их качествах, привычках и поведенческих особенностях? «Идеономика» узнала, чего ждать от «цифровых» людей, у серийного предпринимателя Аркадия Морейниса – создателя сервиса Price.ru и бывшего топ-менеджера Рамблера, бизнес-ангела, который сегодня учит представителей поколения Z предпринимательству в рамках проекта « Темная сторона «.

    Нас пугают новым поколением центениалов (еще их называют поколением Z - это молодые люди, рожденные после 1999 года). Мол, они наступают поколению Y на пятки, а тех, кто еще старше, уже начали стирать с лица земли. Аркадий, так и есть на самом деле, или это очередная фобия тех, кто постарел?

    У меня ощущение, что так с каждым поколением. Наши родители пугались, глядя на нас, а бабушки - глядя на родителей. Я смотрю на новое поколение - это главное, - и не вижу его как одну аморфную массу. Подвести под один знаменатель всех было бы неправильно. Но несколько категорий среди центениалов уже видно. Первая – те, чьи родители, к сожалению для этих детей, чего-то добились. Многим просто ничего не нужно, у них все есть. До определенного уровня, конечно: я говорю не про яхты и золотые унитазы, а про средний класс и средний плюс. Их дети продвинутые, но проблема в том, что у них нет стимула что-то делать, зато выстроен путь до 25 лет. Они ходят в хорошую школу, она монополизирует все их время: у них кружки, развивающие путешествия, проектная работа и т.д. Но под руководством, увы, тех, кто работает в школе 10-15 лет. Они учатся, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, поступить в приличный вуз, хорошо его закончить, потом найти приличную работу - путь расписан, им не нужно принимать никаких решений.

    И в чем минус такой жизни?

    В 25 лет они осознают, что весь предыдущий опыт с приличными оценками в 99% случаев им не поможет. И придется возвращаться в начало. В будущем появится много профессий и, вероятно, их профессия будет не нужна. Если открыть HeadHunter, соотношение количества резюме и вакансий “экономист” будет, условно, 100 к 1. Хотя несколько лет назад все шли учиться на эту специальность.

    Вторая категория внутри поколения Z – это дети из необеспеченных семей. Они не верят, что самому можно чего-либо добиться. По идее, они должны рваться вперед, но уверены, что шансы есть только, условно говоря, у детей прокуроров или детей обеспеченных родителей. Они перенимают мировоззрение своих родных. Например, семья живет в небольшом городе, папа и мама - клерки, получают небольшую зарплату; и они, и их ребенок думают, что против них все ополчились, общество виновато. И в итоге ситуация похожа на первую категорию, они тоже не готовы предпринимать, не видят короткий путь. Единственная возможность для них – хорошо учиться, поступить в нормальный универ, найти приличную работу. Тогда их дети будут получать не 15 000 рублей, а 70 000 рублей.

    Понимание, что можно стать предпринимателем и укоротить этот путь, в голову не приходит. Предпринимателей они видят только в двух обличиях: либо это далекая звезда, например, Цукерберг, либо это местные бизнесмены - в зале суда за решеткой. Но предпринимательство - это не обязательно свой бизнес, это умение видеть проблему и находить нестандартные пути решения. Для предпринимателя единственный способ добиться чего-то – попытаться обойти, срезать, сделать путь короче. Например, будучи школьником, можно устроиться на работу SMM-щиком, чтобы осознать, как люди лайкают и что они читают. А затем использовать это знание и придумать, как начать продавать - в рамках компании или нет. Это неважно. Такой путь в голову никому не приходит. Это из серии - “А что, так можно было?”. Ричард Брэнсон бросил школу в 16 лет, организовал журнал. А что, так можно было?

    Надо найти огромные силы, чтобы преодолеть стереотипы и осуждение общества.

    Да, стереотипы вбиваются с детства: так принято, так положено. Ты должен закончить школу, хорошо сдать ЕГЭ, любить биологию, физкультуру, химию, математику. А если не любишь, как ты можешь жить? А если ты на втором курсе решил бросить институт? Ты преступник!

    Кого больше среди приходящих к вам: предпринимателей или тех, кто мечтает быть частью корпорации?

    Я повторюсь еще раз. Работа в большой корпорации тоже может быть предпринимательской по духу. Хороший менеджер в большой компании - карьерист и предприниматель. Он собирает команды, видит цель, умеет сбивать конкурентов, ищет преимущества. После 12 лет заставить ребенка что-то делать против его воли уже сложно – поэтому те, кто приходят к нам, все-таки купили идею, что пора делать что-то не так, как другие. Многие уже начинают понимать, что в привычном пути есть проблемы. Но тут возникает монополия школы на время: понимание и желание есть, но когда этим заниматься? И с другой стороны – постоянное вбивание в голову “делайте то, что принято”.

    Назовите сильные и слабые качества молодых людей из поколения Z.

    Слабая сторона – та же самая, что была раньше у других поколений. Она старая, а сейчас, может быть, еще и усилилась. Это страх и неспособность общаться с людьми. Даже те, кто выглядит экстравертами, часто оказываются интровертами. А ведь предпринимательство - это продажи, надо всегда понимать, чего хочет другой человек, не нужно бояться получить ответ “нет”.

    То есть у них проблемы с эмоциональным интеллектом?

    Я называю его социальным интеллектом. Эмоциональный - только про чувства, но тут чувств мало. Нужно понимать мотивы, движущие силы. Должно быть ясно, что с этим пониманием делать, пытаться изучать на живых примерах.

    Причем необязательно лично. Можно дергать человека за рукав на улице и заговорить с ним, а можно размещать пост в паблике. И там, и там – это требует понимания людей, это требует общения, это требует понимания своих целей. Новому поколению проще искать информацию, чем начать взаимодействовать с людьми. Так было и раньше. Но предприниматели перебарывали это, потому что приходилось выходить во внешний мир, чтобы лично общаться с людьми, других способов не было. А сейчас можно сидеть дома, уткнувшись в ноутбук, но ты все равно вроде как на связи с миром - читаешь, комментируешь, смотришь YouTube. Но это иллюзия, ты все равно один. Раньше, если ты не мог общаться, то сидел в комнате в общаге и понимал, что ты один. А тут ты с ноутбуком - но как будто в толпе. Конечно, нельзя гнобить онлайн за эту иллюзию. Любое средство можно использовать так, чтобы оно мультиплицировало усилия. Это не онлайн плохой, просто он усилил слабое качество.

    Вообще в 90-е годы в России выросло поколение, которое пыталось найти свое место в жизни – добиться своего. Ситуация заставляла. Сейчас все успокоились, а жизнь вошла в спокойный режим. И все так живут, все больше принято делать так, как делалось. Как-то я задал у себя в Facebook три вопроса подросткам, попросив родителей задав их своим детям: что ты хочешь уметь после школы, чем будешь заниматься после университета и кем ты видишь себя в 30 лет? Отвечая на первый вопрос, они называли все, что угодно, кроме того, что имеет отношение к школьному образованию. Один хотел научиться собирать компьютеры, вторая – шить одежду, кто-то – готовить, еще кто-то – рисовать мультфильмы. В общем, понятные прикладные вещи. Один ребенок сказал: “А что мне школа? Там, кроме английского, нет ничего полезного”. На вопрос про тридцать лет (а это для подростков эквивалентно “когда я буду совсем взрослым”) они отвечали: “У меня будет сеть ресторанов”, “У меня будет свой бренд одежды”, “Я буду танцевать и петь лучше, чем Дженнифер Лопес”, “У меня будет фирма по производству мультфильмов, дети, репутация, две машины”. Но на вопрос о том, что они будут делать после университета, общий ответ можно сформулировать так - “Буду работать – ну, как все”. И это провал. Провал между тем, что они делают сейчас, и тем, что они пока еще хотят иметь.

    Выходит, их путь неочевиден. То есть посередине – между школой, университетом и 30-летием, – ничего нет. Они понимают, что хотят уметь и иметь после выпуска, но к самой школе это не имеет отношения. Они представляют, какими будут в 30 лет, но понимания, как добиться этого – нет. Виновата привычка “так принято”, они не видят альтернатив.

    А сильные стороны центениалов?

    Развитость. У меня сын, 12 лет, он учится в лицее, в 7 классе. У них есть публичный экзамен в конце года. В 5 классе они берут один источник и делают по нему доклад. В 6 классе - два источника. К 8-9 классу должны, по задумке учителей, приблизиться к умению выдвигать тезисы и подбирать аргументацию. Так вот, когда в 6 классе пересказывали два источника, я спросил – а зачем дети что-то рассказывают просто так, без всякой цели? Учителя отвечают: в 12 лет дети не могут овладеть искусством выдвижения тезисов и выстраивания аргументации. Но когда сын приходит ко мне и говорит, что ему прямо сейчас нужен PlayStation – он же пришел с этим не просто так, он подготовился. Он залез в интернет и посмотрел, какие модели игровых приставок существуют. Проанализировал 20-30 источников – описания, обзоры. Понял, что именно он хочет и почему. Выдвинул тезис, проанализировал источники, собрал аргументацию. А потом обосновал, почему купить эту приставку нужно именно сейчас. Школьным учителям непросто понять, что новое поколение мыслит по-другому. Когда я начинал программу предпринимательства для школьников, то взял программу для взрослых и попробовал рассказывать подросткам от 12 лет все то же самое. И увидел, что они уже все понимают. Они уже многое знают - всосали новые навыки с молоком интернета.

    Не секрет, что их опекают и контролируют. Чем обернется столь сильная опека молодых людей из поколения Z, какими качествами будут обладать специалисты на рынке труда будущего?

    Растет поколение несамостоятельных специалистов. Они будут многое знать, но ждать указаний. Контроль и опека проявляются двумя способами: во-первых, сейчас с ними везде ходят. Когда я учился в школе, родители работали; утром я один шел в школу, возвращался домой, грел обед, шел в магазин. Как-то жил, и кстати, благодаря этому выстраивались навыки коммуникации. Сейчас даже в бытовых вещах самостоятельность исчезает.

    Во-вторых, если у ребенка возникает задача, проблема, цель, то родителю хочется сразу же помочь, рассказать правильное решение. Сделай то и это, и получишь результат. Это проявляется повсеместно. Родители, особенно те, которые чего-то добились, стали слишком умными. И это самая страшная проблема: ведь мы пытаемся рассказать людям, что им делать, когда не верим, что они могут это сделать сами. Каждый рассказ подростку о том, что и как делать – вбивание гвоздя в гроб его уверенности. Каждое указание - минус балл к его уверенности. Они привыкают, что не способны сами придумать и ждут, когда придет опытный взрослый дядя и все покажет. Вместо того, чтобы задавать наводящие вопросы, родители выдают готовые рецепты. Школам, кстати, не хватает предмета “Как учить” – это одна из важнейших вещей, которой все мы будем во взрослом состоянии заниматься. И это важно не только для родителей, но и для будущих руководителей, ведь они тоже будут учить сотрудников. Любой хороший руководитель – это учитель, умеющий делегировать.

    Школьное образование во всем мире переживает кризис, об этом говорится, например, в недавнем докладе Всемирного банка. По вашему мнению, как учить поколение центениалов?

    Надо понимать, что учеба – не отдельная дисциплина или процесс, оторванный от жизни. До сих пор учителя полагают, что это отдельная область человеческого знания. Мол, мы тут учим, а вы делайте что-нибудь с тем, что получилось. Тут вопрос не как учить, а чему и для чего. Старая система образования отвечала на эти вопросы. Она появилась в конце XIX века - прусская система образования, ответ на индустриальную революцию. Нужны были квалифицированные рабочие на конвейер, умеющие выполнять конвейерную работу: крутить ручку, выполнять простые операции, читать инструкции к станкам, не задавать лишних вопросов. За это им платят зарплату. В результате образование: вот тебе предмет, вот тебе домашнее задание, а мы будем ставить пятерки или двойки. Так воспитывается человек у конвейера. Соответственно, ключевой вопрос сегодня - кого мы хотим обучить в XXI веке?

    Какой ответ?

    Похожая дискуссия возникает, когда обсуждаются стартапы и инновации внутри сложившихся корпораций. Вот мы обсуждаем внутренние акселераторы, нацеленные на запуск новых проектов. Но руководители компании понимают, что если внутри устроить процесс взращивания предпринимателей, то кто будет работать, обеспечивать рутинные процессы? Тот же вопрос в образовании – вроде бы нужны люди, которые находят короткие пути и хотят менять, строить и разрушать, но кто тогда будет сеять хлеб, стоять за прилавком?

    А еще раньше зубрить имело смысл, сейчас – нет. Дети отучаются понимать результат зубрежки, они приучены делать все без понимания, не задают вопрос: а для чего это нужно? Поэтому надо отказаться учить детей без понимания того, для чего это нужно. Общее базовое представление о мире должно быть, но если человек не собирается быть химиком, то зачем ему пять лет учить химию? Знание отдельных предметов потеряло прежнюю силу. Вначале были энциклопедисты (Дидро, Ломоносов - они были универсалами). Потом наступила эра специализации. А сейчас прорывы и открытия возникают на стыке предметов. Нет смысла учить отдельный предмет. В Финляндии проводят эксперимент, отменяют школьные предметы. Работа строится по задачам. Есть проектные работы, под них дают знания из разных областей. Чтобы у любого учебного действия был практический результат, представление, как и для чего он нужен, а не просто оценка в табели. Оценка – это вообще подмена понятий, результат подменяется оценкой. Человек должен идти к цели и понимать, какие навыки ему для этого нужны. Сначала учить, а потом надеяться, что с выученным можно что-то сделать – бессмысленно. Все пролетает мимо ушей, когда непонятно, для чего это нужно и как это применить. Надо перевернуть этот процесс.

    Есть стереотип про центениалов, что у них отсутствует концентрация внимания из-за гаджетов. Среди ваших студентов подобное встречается?

    Просто это на детях видно больше, они как на ладони. Но я и за собой замечаю: информации слишком много, есть желание ее быстрее перерабатывать. Слишком много всего вокруг, поэтому мне хочется усваивать все побыстрее. 10 лет назад толстая книга была за счастье. Сейчас, открывая, думаю: “Короче, чувак, ты что хочешь сказать? Если не пойму, дальше прочитаю и соглашусь с тобой или не соглашусь”. Тут дело не во внимании. Но с другой стороны, когда мы пережевываем такие книги в виде summary, то это не работает. Я сначала должен задуматься, а потом понять. Иначе не зацепится нигде в мозгах, пролетит мимо. Но есть общее стремление: информацию надо уметь излагать короче, не теряя понятности и убедительности. Вот вы же берете интервью, периодически говорите: “Короче”. И я не против, это абсолютно нормально и приведет к тому, что люди будут более емко излагать мысли.

    Нарисуйте портрет молодого человека, который через 5-7 лет выйдет на рынок труда? Какие у него будут ценности и цели?

    Развитый человек, умеющий, знающий. Однако глобальная цель в его или ее сознании весьма туманна: хорошо жить к 30 годам, но без четкого представления, как этого добиться. Много фактов в голове, но нет ответа на вопрос, как достичь поставленной цели. Ужас в том, что развитость, которую дали поколению Z, будет очень сильно контрастировать с их реальными достижениями. В 30 лет он проснется и осознает, что у на руках у него уже семья, дети и ипотека. И вдруг поймет, что взрослый – это теперь он.