Цифровой фотоаппарат характерные особенности зеркальных фотокамер качество. Технические характеристики фотоаппаратов

Этой статьей наш сайт продолжает целый цикл полезных материалов, целью которых станет облегчение выбора какого-либо товара из тысяч предложенных на рынке вариантов. Согласитесь, выбор конкретной модели какого-то гаджета всегда отнимает много времени, которое можно потратить с пользой. В сегодняшнем материале мы поговорим о выборе подходящей фотокамеры.

Выбираем фотоаппарат для разных нужд

Фотоаппараты покупаются совершенно разными людьми для совершенно разных целей. Некоторым нужен фотоаппарат для запечатления романтических пейзажей в отпуске, другим - для профессиональной работы, третьим - просто для развлечений. Кроме того, задача выбора фотоаппарата для покупки, пожалуй, является самой сложной - гораздо сложнее, чем выбор, скажем, СВЧ-печки. В это разделе мы рассмотрим несколько вариантов того, для чего покупаются цифровые камеры, и порекомендуем разные их типы.

Для новичков и путешественников - компактные “мыльницы”

Т.н. “мыльницы” - это самые компактные, простые в использовании и дешевые (последний пункт не обязателен) камеры, которые можно найти в продаже. Новичкам в деле фотографии не нужны все функции управления съемкой, которыми располагают зеркальные камеры (при этом обычно они выведены прямо на корпус, а не спрятаны в сенсорном меню). Такие камеры предназначены для тех, кто просто хочет направить объектив на объект съемки и нажать на спуск, возможно, выставив перед этим какой-то режим (ночной, для съемки быстро движущихся объектов и т.д.).

Стоит отметить, что в этом случае не стоит обращать внимание на дешевые камеры с большим количеством мегапикселей - 12-мегапиксельная Canon PowerShot N100 в условиях плохой освещенности будет снимать гораздо лучше, чем камера того же класса с 18-мегапиксельным сенсором. Лучше всего обратиться к обзорам конкретных моделей. Кроме того, стоит учесть характеристики оптического зума и фокусного расстояния. Одна камера с 5-кратным зумом и 24-120 мм фокусным расстоянием будет лучше снимать широкоугольные фотографии, а камера с таким же 5-кратным зумом и фокусным расстоянием в 35-175 мм лучше справится со съемкой далеких объектов. Лучшим вариантом для тех, кто не хочет возиться с настройками, станут мыльницы с фокусным расстоянием не менее 24 мм, такие как премиумная Sony Cyber-shot DSC RX100 III .

Почти все подобные камеры кроме самых дешевых сейчас поддерживают оптическую стабилизацию картинки, имеют LCD-дисплей и могут снимать видео в разрешении как минимум 1280х720 пикселей - они сгодятся большинству обычных пользователей.

Для съемки далеких объектов - камеры с суперзумом

Такие камеры бывают как компактными, так и обычных размеров. С компактными дела обстоят почти так же, как и с “мыльницами”, описанными выше. К примеру, отличной камерой с 30-кратным зумом можно назвать Nikon Coolpix S9700 . Если вам нужно что-то более дальнобойное - можно обратить внимание на Canon PowerShot SX60 HS с 65-кратным зумом.

Что интересно, одной из лучших камер этого класса считается Sony Cyber-shot DSC-RX10 , которая обладает лишь 8.3-кратным зумом, но при этом имеет 1-дюймовый сенсор, что позволяет добиться весьма высокого качества снимков. Panasonic Lumix DMC-FZ1000 обладает таким же сенсором, но ее объектив может приближать изображение в 16 раз.

При съемке очень далеких объектов важную роль играет видоискатель - очень сложно держать камеру ровно и смотреть через нее на объект, приближенный в десятки раз. Практическое правило в таких случаях гласит, что при 1000 мм зуме нужна скорость затвора в 1/1000 секунды. Хорошая оптическая стабилизация в этом случае сильно поможет. Кроме того, лучше выбирать суперзум-камеру с высоким максимальным порогом ISO (1600 или даже 3200) - они не пропускают много света при большом приближении.

Это отличный вариант для любителей путешествий, которым часто приходится снимать какие-то объекты, скажем, с берега моря или издалека, потому что к ним нельзя подойти или до них нельзя добраться без специального оборудования. К тому же, носить сменные объективы с собой не придется.

Для высокого качества и с компактным корпусом, но без зума

Это камеры, цель которых - уместить возможность снимать самые лучшие фотографии без приближения в как можно менее большой корпус. В качестве примера можно привести Ricoh GR c 28 мм объективом и сенсором APS-C. Если 28 мм - слишком много, то можно обратить внимание на Fujifilm X100T с гибридным видоискателем и 35 мм f/1 объективом. Если денег не жалко, можно даже присмотреться к полнокадровой Sony Cyber-shot DSC-RX1 с отличным объективом от Carl Zeiss.

Такие камеры используют очень узкое число профессионалов. Обычно для съемки объектов, находящихся недалеко, просто применяется подходящий объектив и камера, которая позволяет им воспользоваться.

Для фото отличного качества за не слишком большие деньги - беззеркальные камеры со сменными объективами

Эти камеры появились на рынке относительно недавно - в 2008 году. В качестве примера можно привести Samsung NX300 с APS-C сенсором того же размера, что и в зеркальных камерах. Похожие камеры есть и у Samsung - например, Samsung NX Mini . Еще более компактная камера этого класса - Pentax Q7 . Sony тоже выпускает подобные камеры, от дешевых (Alpha A3000) до дорогих (Alpha A7R).

При покупке таких камер нужно учитывать количество объективов, которые совместимы с конкретной моделью. К примеру, для серий Nikon 1 и Pentax Q найти подходящие объективы довольно сложно, а объективы Canon EOS M почти исчезли из магазинов. Часто, правда объективы с более старыми механизмами можно использовать с новыми камерами при помощи переходников.

Во многих случаях съемка с помощью таких камер не отличается от съемки с помощью “мыльниц” - вы просто наводите объектив на объект съемки и следите за тем, чтобы он не исчез из видоискателя (который часто можно прикрепить отдельно, например, к Olympus Pen E-PL7). Зум-объективы, однако, в большинстве случаев придется настраивать самим. Количество кнопок и переключателей с настройками в случае беззеркальных камер зависит от их стоимости.

Для профессионалов, требующих максимального качества - зеркальные камеры

Это определенно лучший выбор для тех, кто хочет получить максимальный контроль над всем процессом съемки, и вручную добиться лучшего результата в конкретной ситуации. Такие камеры больше, тяжелее и, что самое главное, дороже остальных, но в то же время имеют самые крупные сенсоры, фокусируются на объекте съемки быстрее и поддерживают большое количество объективов (считается, что наибольший выбор предоставляют Canon и Nikon).

Если вы покупаете зеркальную камеру дешевле $1800, то она, скорее всего, будет оснащена APS-C сенсором, который имеет чувствительную поверхность примерно как половина кадра 35 мм пленки. Полнокадровые камеры с сенсорами размером примерно в 36х24 мм стоят гораздо дороже. У обоих типов есть свои преимущества: APS-C выигрывают в цене и могут быть использованы с более компактными и легкими объективами, а полнокадровые камеры очень хороши при съемке удаленных объектов.

Выбор такой камеры - дело настолько сложное, что для этого следовало бы написать отдельную статью. Если вы профессионал, то вряд ли нуждаетесь в советах. Лучше всего попробовать камеру самому - к примеру, вам больше могут понравиться конфигурация кнопок настроек Canon, а не Nikon.

Также такие камеры отличаются типами видоискателей. Недорогие модели вроде Canon EOS Rebel SL1 используют видоискатели с пентазеркалом, которые не так хороши, как видоискатели с пентапризмой, устанавливаемые в камеры вроде Nikon D7100 . Кстати, отличной недорогой зеркальной камерой с таким видоискателем и полной защитой от любых погодных условия можно назвать Pentax K-50 .

Sony использует во всех своих зеркальных камерах электронные видоискатели - даже в топовых Alpha 77 II с APS-C сенсором и Alpha 99 с полнокадровым сенсором. Здесь все зависит от предпочтений фотографа - кто-то готов использовать электронные видоискатели, кто-то их терпеть не может.

Подбор объективов для зеркальных камер - отдельная история. Возможно, о них мы напишем в какой-нибудь из будущих статей.

Основные характеристики цифровых фотоаппаратов

Тип матрицы

Существует два основных вида фотоматриц - CMOS (КМОП) и CCD (ПЗС). Последние являются более светочувствительными, но в последние годы начали серьезно уступать по параметрам CMOS-матрицам, которые теперь являются самыми распространенными. Также существуют BSI-матрицы, которые значительно лучше справляются со съемкой в условиях плохой освещенности. Они дороже и встречаются в камерах значительно реже CMOS.

Количество мегапикселей матрицы

Количество мегапикселей матрицы характеризует общее количество датчиков на ней и прямо влияет на максимальное разрешение цифровых фотографий, которые можно получить с ее помощью. Но это число - совсем не главная характеристика хорошей камеры.

Физический размер матрицы

Чем больше площадь матрицы, тем меньше шумов будет появляться на фотографиях, которые получены с ее помощью. Кроме того, камеры с большими матрицами (больше 1 дюйма) могут снимать фото с низкой глубиной резкости (размытие фоновых объектов).

Фокусное расстояние

Чем больше это число, тем крупнее будут получаться объекты съемки на фотографии, а угол съемки будет уменьшаться. Профессиональные объективы позволяют менять фокусное расстояние, а объективы в компактных камерах обычно характеризуют параметром ЭФР (эффективное фокусное расстояние, рассчитанное для 35 мм пленки). Если ЭФР меньше 35 мм, то объектив считается широкоугольным, а если больше 100 - длиннофокусным.

ISO, светочувствительность

Прямо характеризует способность матрицы регистрировать цвета объектов в плохом освещении. Чем больше максимальный порог ISO, тем лучше на снимках будут получаться быстро движущиеся объекты и объекты в темноте.

Электронная стабилизация изображения

Компенсация эффекта “дрожащих рук” с помощью специального ПО, то есть, программным способом. Уступает по качеству оптической стабилизации.

Характеристики объектива

Все объективы, если они съемные, крепятся к камерам с помощью различного вида креплений, и обычно каждый производитель использует сразу несколько таких видов. Некоторые совместимы друг с другом, другие - нет. При выборе объектива следует учесть его совместимость с вашей камерой, а при выборе камеры - выбор объективов, которые с ней совместимы.

Продвинутые объективы позволяют вручную настраивать фокус, а одними из главных их параметров являются светосила (F-число, чем меньше которое, тем больше света попадает на матрицу) и минимальная дистанция фокусировки (определяет расстояние, на котором можно будет четко снимать приближенные объекты).

Кроме того, хорошие объективы подразумевают наличие оптической стабилизации изображения. Специальная конструкция обеспечивает неподвижность оптики по отношению к объекту съемки, и результатом становятся более четкие фотографии.

Возможности работы с видео

Современные камеры должны записывать видео в разрешении как минимум 1280x720 пикселей (HD) и с частотой не менее 30 кадров в секунду. Более продвинутые модели могут записывать видео в разрешениях вплоть до 4К (3840х2160 пикселей) с частотой до 60 или даже 120 кадров в секунду, что позволяет при монтаже получить больше творческой свободы и добиться более плавной движущейся картинки.

Наличие встроенной вспышки и ее характеристики

Вспышка нужна для освещения темных объектов на снимках, и часто она бывает встроенной в камеру. Главная ее характеристика - ведущее число, измеряемое в метрах. К примеру, вспышка с ведущим числом 11 м сможет достаточным образом осветить объект на расстоянии 11 м при фотографировании с ISO = 100 и диафрагме = 1. Если встроенной вспышки у камеры нет, то к ней можно подключить внешние вспышки. Кроме того, хорошие вспышки позволяют настраивать мощность освещения.

Экспозиция и затвор

Хорошие камеры позволяют фотографу настраивать число диафрагмы и выдержки (низкая выдержка важна для съемки быстро движущихся объектов, высокая - для съемки в темноте) вручную или использовать автоматические значения одного или обоих параметров. Также стоит обратить внимание на минимальный и максимальный пороги экспозиции, что используется для получения более светлых снимков. Все эти параметры могут изменяться в зависимости от разных предустановленных в камере режимов.

Кроме того, важная характеристика камеры - наличие функции коррекции белого цвета (позволяет белым объектам в кадре оставаться белыми несмотря на освещение).

Другие возможности по съемке фото

Бурст-режимы позволяют камерам снимать фотографии сериями - к примеру, по 5 полноценных кадров в секунду. Также стоит обратить внимание на объем буфера камеры, который влияет на количество фотографий, которые она сможет сделать подряд. Некоторые камеры могут снимать в 3D-режиме, а многие вместо стандартного формата JPEG позволяют использовать формат RAW, который гораздо лучше поддается обработке.

Размер экрана и его тип

Большинство экранов у современных камер имеют размер около 3 дюймов в диагонали или выше и отображают 16 млн цветов. Также они часто бывают сенсорными, благодаря чему производители могут избавиться от лишних кнопок на корпусе устройства. Очень важная характеристика - поворотный экран, который позволит фотографу снимать сложные сцены чуть проще.

Тип и наличие видоискателя

Оптический видоискатель все еще остается для многих единственным способом снимать фотографии, и изображение поступает на него прямо с оптической системы камеры. Электронные видоискатели считаются не такими аккуратными и исполняются в виде LCD-экранов. Иногда видоискатель можно подключить к камере отдельно.

Микрофон

Микрофоны у цифровых фотокамер обычно нельзя назвать продвинутыми. Некоторые модели используют стереомикрофоны, которые позволяют записывать звук с его позиционированием в 2D-плоскости.

Материал корпуса

В дешевых моделях используется пластик (иногда армированный стекловолокном или углеволокном), в более дорогих и эксклюзивных - металл. Естественно, последний куда тяжелее пластика, но более прочен. Часто все эти материалы комбинируются.

Защита от влаги и пыли

Наличие такой защиты позволяет проводить съемку в экстремальных условиях - например, на глубине 10 м под поверхностью воды. О классах защиты лучше прочитать на Википедии .

Поддерживаемые карты памяти и беспроводные технологии

Большинство камер поддерживают карты памяти стандартов SD, SDHC и SDXC, которые сейчас являются самыми производительными, дешевыми и популярными. В зависимости от их емкости фотограф может снять больше материала перед тем, как перенесет его на ПК или в облако.

Если вы хотите легко и просто переносить фотографии с камеры на другие устройства, то нужно обратить внимание на поддержку беспроводных технологий - Bluetooth и Wi-Fi (лучше всего - стандарты 802.11n и 802.11ac). Некоторые модели камер даже поддерживают сотовую связь 3G или 4G. Также встречается поддержка NFC для спаривания со сторонними аксессуарами.

Также эти технологии обеспечивают связь с внешними пультами управления. На наличие поддержки последних тоже стоит обратить внимание.

Проводные интерфейсы

В хорошей камере должны быть порты USB (лучше версии 3.0, минимум - 2.0), Firewire / IEEE 1394 / iLink и HDMI (для просмотра видео на внешних устройствах прямо с камеры). Также может присутствовать композитный видеовыход.

Тип и емкость аккумулятора

Чаще всего в хороших камерах применяются собственные аккумуляторы, изготовленные по технологиям Li-Ion (литий-ионные) или Li-Pol (литий-полимерные). Естественно, чем больше их емкость, тем дольше проработает камера и тем больше снимков удастся сделать до разрядки. Их преимущество - довольно быстрая зарядка.

В более дешевых моделях могут использоваться АА- или ААА-аккумуляторы, изготовленные по технологиям NiCd (никель-кадмиевые) или NiMH (никель-металлгибридные). Они дешевы и могут использоваться в условиях экстремально низких или высоких температур. Стоит отметить, что NiMH-аккумуляторы подвержены серьезному саморазряду.

Не забывайте о дополнительных аксессуарах. Сумка или хотя бы чехол для фотоаппарата куда нужнее, чем чехол для смартфона. Особенно если вы планируете много путешествовать и брать его с собой. Также стоит озаботиться приобретением надежного штатива (если хотите просто снимать четкие фотографии) и дополнительных аккумуляторов (и, возможно, автономных зарядных устройств). Кстати, о последних: в камерах используются или свои литий-ионные аккумуляторы, или пальчиковые, которые нужно заряжать по определенным правилам. Какие для вас лучше - решать только вам самим.

Если вы не собираетесь профессионально заниматься фотографией и зарабатывать этим на хлеб, то вам, скорее всего, не нужна дорогая зеркальная камера. Правда.

Обязательно ищите всю возможную информацию о той камере, которую собрались купить, в сети. Отзывы владельцев, обзоры конкретных моделей, сравнения фотографий и так далее.

Для редактирования снимков с хороших камер понадобится умение обращаться с довольно сложным и дорогим ПО вроде Photoshop Elements. Есть, впрочем, и бесплатные варианты.

Рассмотрите вариант покупки очень емкой SD-карты, если собираетесь подолгу не сбрасывать отснятое на компьютер или в облачные сервисы.

Не гонитесь за количеством мегапикселей - многие другие параметры куда важнее, и дешевая 16-мегапиксельная “мыльница” разительно отличается от дорогой 16-мегапиксельной зеркальной камеры.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться с непростой задачей выбора своего будущего фотоаппарата. На следующей неделе мы поможем вам выбрать стиральную машину!

В начале века разрешение было важным параметром при выборе цифрового фотоаппарата, но сегодня вам придётся потрудиться, чтобы найти камеру с разрешением меньше 12 мегапикселей, а этого более чем достаточно для любого разумного применения. Мегапиксели не имеют никакого отношения к «профессиональности» камеры, и у флагманских репортажных аппаратов разрешение не выше, чем у любительских моделей. Высокое разрешение (20 Мп и более) потенциально увеличивает детализацию фотографии, но вместе с тем, оно проявляет как изъяны объектива, так и, в ещё большей степени, недостаток мастерства фотографа. Без хорошей оптики и умения с ней обращаться проку от избытка мегапикселей не будет, в то время как размер файлов с увеличением разрешения растёт ощутимо.

Размер матрицы

Сюжетные программы и спецэффекты

Всевозможные «творческие» режимы в большинстве своём абсолютно бесполезны и могут вами спокойно игнорироваться. Наличие двадцати дурацких пиктограмм на диске выбора режимов – ярчайший признак любительской камеры. Впрочем, даже вполне приличные аппараты не застрахованы от подобной заразы.

Пользовательские настройки

Возможность сохранять пользовательские настройки, а затем быстро переключаться между пресетами ускоряет и облегчает работу. Жаль, что эта полезнейшая опция имеется не во всех фотоаппаратах.

Экспокоррекция

Без экспокоррекции немыслимо использование автоматических режимов определения экспозиции. За экспокоррекцию должен отвечать либо отдельный диск, либо один из универсальных управляющих дисков в сочетании с соответствующей кнопкой-модификатором (+/-). Управление экспокоррекцией через меню абсолютно недопустимо.

Цветная гистограмма

Трёхканальная RGB гистограмма необходима для точной оценки экспозиции только что сделанного снимка. Гистограмма в режиме реального времени, позволяющая настроить экспозицию до того, как спущен затвор, – явление прогрессивное, но пока что редкое.

Брекетинг

Брекетинг экспозиции или эксповилка полезен при съёмке HDR . Целесообразность прочих видов брекетинга кажется мне сомнительной, но это дело индивидуальное.

Управление выдержкой и диафрагмой

Органы управления экспопарой должны быть всегда под рукой. Желательно, чтобы в ручном режиме, как выдержкой, так и диафрагмой заведовали отдельные диски. Единственный диск и кнопка-модификатор – решение компромиссное, но приемлемое.

Управление ISO и балансом белого

В хорошем фотоаппарате за управление чувствительностью ISO и балансом белого цвета отвечают специальные кнопки. В любительских камерах ISO и баланс белого настраиваются через меню.

Выдержка синхронизации со вспышкой

Профессиональным стандартом на сегодняшний день считается 1/250 с или короче. В любительских камерах выдержка синхронизации составляет обычно 1/200 или даже 1/180 с.

Блокировка вспышки

Блокировка экспозиции вспышки позволяет избежать моргания объекта при съёмке с заполняющей вспышкой. Если вы собираетесь активно фотографировать людей или животных со вспышкой, обратите внимание на эту полезную функцию.

Фокусировка задней кнопкой

Я предпочитаю, чтобы спуск затвора и автофокус были разнесены по разным кнопкам . Хорошая камера всегда имеет специальную кнопку AF-ON, которую можно использовать для активации автофокуса. На худой конец, эту функцию можно присвоить кнопке AE-L/AF-L. Если же фотоаппарат не поддерживает фокусировку задней кнопки – это является серьёзнейшим изъяном.

Тонкая настройка автофокуса

Очень хорошо, если аппарат позволяет собственноручно проводить юстировку объективов. Погрешности заводской юстировки, к сожалению, не такая уж редкость.

HDR и панорамы

Ни вреда, ни пользы. Если вы всерьёз хотите снимать HDR или панорамы, то делать это следует вручную и специальные режимы здесь вряд ли помогут.

Wi-Fi и GPS

Необходимость GPS модуля в фотоаппарате выше моего разумения, а вот Wi-Fi вполне может заменить кард-ридер или USB-кабель, если традиционная процедура переписывания фотографий с камеры на компьютер вызывает у вас затруднения. Вероятно, скоро даже унитазы будут снабжаться Wi-Fi и GPS.

Механическая прочность

Большинству фотографов сверхпрочный фотоаппарат ни к чему. Обычно цифровые фотоаппараты устаревают гораздо быстрее, чем изнашиваются. Лишь очень небольшой процент фотожурналистов действительно использует своё оборудование на пределе его возможностей, и если вы не собираетесь подвергать камеру суровым испытаниям, то металлический корпус будет означать для вас только лишний вес и расходы.

Ресурс затвора

Заявленный ресурс затвора можно смело игнорировать. У современных камер он составляет от 100 000 до 400 000 снимков, и редкий фотограф умудряется нащёлкать столько шедевров прежде, чем аппарат будет разбит или продан. Если же пробег камеры и достигает заветного числа, то это вовсе не означает, что затвор тут же заклинит, – обычно он продолжает работать дальше как ни в чём не бывало.

Пылевлагозащита

Защита от непогоды полезна, если вы часто бываете на природе. Кстати, защита от брызг вовсе не означает, что камера переживёт падение в воду. Для подводной съёмки используются специальные водонепроницаемые чехлы. Полностью герметичным корпусом обладают лишь отдельные компактные камеры для любителей активного отдыха.

Карты памяти

В любительских фотоаппаратах, как правило, используются карты памяти формата SD (SDHC) в силу их компактности и дешевизны, а в профессиональных – CF или XQD из-за высокой скорости и ёмкости. Очень хорошо, если фотоаппарат имеет два гнезда для карт памяти: вторая карта может быть использована для резервного копирования.

Ресурс работы батареи

Чем больше ёмкость батареи, тем лучше. Зеркальная камера может сделать до тысячи и более снимков на одном заряде аккумулятора, при условии, что вы не будете злоупотреблять встроенной вспышкой и Live View. Камеры с электронным видоискателем гораздо более прожорливы и батареи хватает в лучшем случае на 300-400 снимков.

Батарейная рукоятка

Батарейная рукоятка служит не только для размещения дополнительных элементов питания, но и для того, чтобы с одинаковым комфортом снимать как горизонтально, так и вертикально ориентированные кадры. Во флагманских моделях рукоятка для вертикального хвата интегрирована в корпус, а к большинству же остальных камер батарейная ручка может быть прикручена в случае необходимости. Если вы планируете снимать много портретов, то убедитесь, что батарейные ручки для вашей камеры имеются в продаже.

Размеры

По поводу оптимальных габаритов фотоаппарата мнения фотографов сильно расходятся. Кому-то нравятся большие камеры, как более ухватистые и удобные, а кому-то маленькие, как более практичные и транспортабельные. Будучи человеком подвижным, я предпочитаю, чтобы линейные размеры камеры оставались скромными, хоть в этом и есть свои минусы. Например, рукоятка большинства младших зеркалок маловата для среднестатистической мужской руки и при нормальном хвате места для мизинца уже не остаётся. С беззеркальными камерами дело обстоит ещё хуже – там может и вовсе не быть рукоятки. Кроме того, маленькие размеры камеры означают очень тесное расположение органов управления, и если у вас большие руки или если вы собираетесь пользоваться фотоаппаратом в перчатках, это может вызвать определённые затруднения. Зато небольшую камеру удобно носить с собой, и это достоинство перевешивает многие её недостатки.

Вес

С моей точки зрения, вес фотоаппарата должен быть настолько мал, насколько это возможно без заметного ущерба для его надёжности и функциональности. Принято считать, что тяжёлая камера менее подвержена вибрации, но это служит слабым утешением для фотографа, вынужденного целый день таскать на шее пару чугунных кирпичей.

Надеюсь, что теперь вам будет намного проще определиться с выбором фотокамеры, отвечающей вашим персональным запросам. Если же вы нуждаетесь в более конкретных рекомендациях, вам следует обратиться к статье «Выбор цифрового фотоаппарата ».

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Матрица
Матрица - это площадка со светочувствительными элементами - пикселями. Каждый пиксель матрицы при попадании на него света вырабатывает электрический ток, сила которого зависит от интенсивности света. Зная для пикселей только интенсивности света мы получим черно-белую картинку. Чтобы получить цветное изображение, для каждого пикселя используется свой фильтр: красный, зеленый или синий. Все остальные цвета получают путем смешивания трех основных. У матрицы есть два основных параметра, влияющих на качество получаемого изображения.

Разрешение матрицы, измеряющиеся в мегапикселях. Так если у матрицы фотоаппарата 4 Мегапикселя (Мп), то это означает, что на площадке помещается 4 миллиона пикселей (ячеек). Чем выше разрешение, тем больше способность фотоаппаратра отображать мелкие детали на снимке. Однако, гнаться за мегапикселями не стоит. Для печати фотографий 10х15 см хватит и 1 мегапикселя. Наилучшим выбором будет камера на 3-5 мегапикселей, снятые с ей помощью фотографии можно будет печатать вплоть до формата A4 (20х30см).

Размер матрицы. В популярных моделях используются матрицы с линейными размерами от 1/1.8 до 1/3.2 дюйма. В первом случае матрица имеет больший размер. Большая матрица дает следующие преимущества:
может зарегистрировать большее количество света (передать больше оттенков),
и имеет меньший уровень шума.
Таким образом, если сравнить две матрицы размерами 1/1.8 и 1/3.2 с одинаковым количеством пикселей (например, 4Мп), лучшей будет первая, так как 4 миллиона пикселей расположены на большей площади, и, следовательно, такая матрица будет давать лучшую картинку (более качественную и менее зашумлённую). В ином случае, когда сравниваются две матрицы c одинаковыми размерами, но с разным числом мегапикселей, например, 6 и 7, лучше также выбрать первую, так как это не только сэкономит деньги, но и позволит получить более качественные снимки в дальнейшем. Впрочем, это верно при сравнении матриц одного производителя или одной линейки фотокамер, у разных производителей могут быть разные типы матриц с несравнимыми характеристиками.

Чувствительность матрицы (ISO) . Изменяется в диапазоне значений от 50 до 3200. При высокие чувствительности можно сделать четкий снимок в сумерках или даже ночью, правда при высокой чувствительности сопутствует появление шума.

Объектив
Именно благодаря объективу свет попадает в камеру и формируется изображение на матрице. От качества объектива во многом зависит качество получаемого изображения - четкость, резкость, отсутствие искажений и т.п. Важными элементами объектива являются линзы и диафрагма. Линзы отвечают за характер света, а диафрагма позволяет контролировать количество этого света. Закрывая диафрагму до минимальных значений, мы можем уменьшить количество света попадающего на матрицу.

Основные характеристики объектива:
Светосила. Светосила - это значение максимально открытой диафрагмы. Чем больше светосила объектива, тем лучше и дороже фотоаппарат. При одних и тех же условиях освещенности, объектив с большей светосилой позволяет снимать на более коротких выдержках.

Обычно маркировка объектива выглядит так: 5.8-34.8mm 1:2.8-4.8. Первая пара чисел это фокусное расстояние (расстояние от передней линзы объектива до матрицы). Вторая пара чисел - это соответствующие значения светосилы объектива. Например, здесь в положении 34.8мм (на максимальном зуме) объектив имеет светосилу 4.8. Чем меньше числа светосилы, тем лучше. Объектив с характеристиками 5.8-34.8мм 1:2-3.2 считался бы более светосильным.

Фокусное расстояние. От фокусного расстояния зависит угол обзора объектива и то, как далеко он «видит». Для цифровых фотоаппаратов фокусное расстояние приводят также в 35мм эквиваленте. Это связано с тем, что диагональ матрицы меньше диагонали кадра 35мм пленки, те есть матрица охватывает не все поле кадра, откуда и возникает понятие увеличения фокусного расстояния (Focal Length Multiplier). У разных камер этот фактор колеблется от 1.3 до 1.6. Угол обзора. Напрямую зависит от фокусного расстояния. Примерно соответствующим углу обзора глаза человека считается объектив с фокусным расстоянием 50мм. Объективы с меньшим фокусным расстоянием- широкоугольники, с большим - телеобъективы.

Зум (zoom). Зум объектива вычисляется очень просто: для этого нужно большее фокусное расстояние разделить на меньшее. Для фотоаппарата, указанного выше, зум равен 34.8/5.8=6. Что и указано производителем. Если фотоаппарат снабжен объективом без зума, то на нем указывается его фокусное расстояние и светосила: например, 20mm 1:2.8. Чем больше зум фотоаппарата, тем сложнее его конструкция, и производителю приходится находить компромисс между стоимостью и качеством. Поэтому ультразумы (6-12x) обычно дают худшую картинку по сравнению с умеренными зумами (до 3x).

3. Стабилизатор изображения
Стабилизатор изображения призван бороться с так называемым эффектом «шевеленки» - вызванным дрожанием рук при фотографировании на достаточно больших выдержках или при большом зуме.

Варианты стабилизации:
Оптическая стабилизация. Основана на том, что в объектив встроен подвижный стабилизирующий элемент, который искривляет путь света в нужном направлении. Также в объективе есть сенсоры, которые управляют движением этого элемента. В результате, при незначительных колебаниях фотоаппарата, проекция картинки на матрицу всегда остается неподвижной. Впрочем, у нее есть и свои минусы:
Снижается светосила объектива,
Возрастает стоимость
Для своих объективов Canon разработала систему стабилизации Image Stabilizer (IS). У Nikon аналогичная система обозначается как VR.

Anti-shake. В данной технологии стабилизации, в отличие от оптической, подвижным элементом является сама матрица. Главный плюс этого подхода состоит в независимости стабилизации от объектива, соответственно такая стабилизация может работать с любой оптикой. Первой такую стабилизацию разработала Konica Minolta. Наиболее ярким примером наличия встроенного antishake является новинка от Sony - модель Alpha DSLR-A100.

4. Видоискатель
Видоискатель позволяет увидеть будущую картинку перед нажатием на спуск. В цифровых компактных камерах он может вовсе отсутствовать, его роль выполняет дисплей, на котором в реальном времени формируется изображение. Видоискатель может быть оптическим,
зеркальным и электронным.
Лучшим считается зеркальный видоискатель. Он позволяет увидеть реальную площадь кадра без искажений.

Оптический же видоискатель является просто сквозным отверстием в корпусе камеры и не соответствует тому что видит объектив, хотя бы потому, что смещен относительно него на некоторое расстояние, однако в этом случае на помощь фотографу приходит дисплей.

5. Дисплей фотоаппарата
На компактных цифровиках дисплей позволяет видеть картинку такой, какой она получится на фотографии и заранее увидеть недочеты в композиции, тенях, освещенности (некоторые фотоаппараты умеют показывать гистограмму будущего изображения в реальном времени). На зеркалках дисплей может служить для просмотра уже сделанных кадров. Также дисплей служит интерфейсом для управления фотоаппаратом, поэтому, чем он больше и ярче, тем лучше.

6. Вспышка.
Обычно каждый фотоаппарат снабжается встроенной слабомощной вспышкой, способной подсветить передний план. Также вспышки снабжаются различными функциями подавления эффекта красных глаз и т.п. В профессиональных и полупрофессиональных камерах также присутствует контакт для подключения внешней вспышки - горячий башмак. Внешние вспышки позволяют достичь гораздо лучших результатов во всех жанрах съемки.

7. Возможность ручных настроек
Немаловажным условием получения качественных фото является наличие в фотоаппарате ручных настроек. А именно, возможность регулировать диафрагму, регулировать выдержку, устанавливать баланс белого, изменять чувствительность матрицы и другие настройки.

Наличие этих регулировок позволяет в полной мере контролировать процесс съемки, ведь даже самый быстрый процессор камеры может не знать замысла фотографа.

Чтобы понять, как выбрать цифровой фотоаппарат, важно знать основные параметры и степень их воздействия на будущую съемку. Такую технику приобретают, чтобы запечатлеть значимые события из жизни. Но большую роль играют время суток и обстоятельства будущего использования, а также сюжет, который требуется снимать. Какой цифровой фотоаппарат наиболее лучше подойдет под каждую ситуацию описано ниже.

Как правильно выбрать цифровой фотоаппарат, можно понять исходя из основного показателя - матрицы устройства. Именно она отвечает за четкость и качество снимка. Матрица получает отражение изображения и фиксирует его. Она состоит из мельчайших точек - пикселей. Чем их больше, тем четче снимок.

Начиналась эра цифровых фотокамер с 2 мегапикселей. Это позволяло печатать снимки размером 10 х 15 см для семейных альбомов. Сейчас же в каждом современном смартфоне стоит камера с 13 мегапикселями, а фотоаппарат лучше купить с еще более высокими параметрами.

Из популярных стандартов распространены матрицы со следующими значениями:

Чем выше число мегапикселей, тем четче будет снимок, но и тем дороже стоимость устройства. Чтобы правильно выбрать хороший цифровой аппарат, важно учесть объект будущей съемки. Например, фотокамера для дома, покупаемая для фиксирования ребенка, справится со своей задачей и при 12 мегапикселях. Картинка будет четкой и яркой.

Более мощные версии стоит приобретать для панорамных снимков, где расстояние до объекта большое и в кадре находится много мелких деталей. Взгляд на целый вид дает лишь общее представление, а для того чтобы рассмотреть мелочи, необходимо приближать картинку на мониторе. Здесь и сказывается малое количество пикселей. Изображение с каждым нажатием на «+» будет размываться все больше. Высокое разрешение, наоборот, позволит четко увидеть надписи, элементы архитектуры, и лица людей.

Проверка матрицы

Если уже есть понравившаяся модель, то важно убедиться в качестве ее матрицы. Иногда в ней встречаются скрытые дефекты, в виде «горящих» пикселей. Это проблемные точки, которые неправильно отображают цвета и выбиваются из общего фона. Например, на фото желтое платье, а «горящие» пиксели создают на нем несколько зеленых точек.

Встречаются и «битые» пиксели, которые все время светят белым. Это будет проявляться на темных картинках. Такие дефекты допустимы лишь в ограниченном количестве - около 2-5 штук на матрицу. Убрать их можно только при помощи компьютерных программ, копирующих соседние цвета и накладывающие их на проблемный участок.

Как выбрать фотоаппарат и проверить его матрицу? Для этого проделывается следующая операция:

  1. При покупке необходимо сделать идеально темный снимок. Если у объектива имеется крышка, то надевают ее и фотографируют. Если крышки нет, то можно зайти в темную комнату и закрыть объектив черным листом бумаги.
  2. Затем переходят в режим просмотра изображения, нажав на соответствующую кнопку.
  3. Когда на экране появляется темный снимок, его необходимо максимально увеличить.
  4. После чего квадрат просмотра участка перемещается в левый верхний угол и планомерно просматривается вся картинка, квадрат за квадратом.
  5. Искать необходимо красные, зеленые, желтые, синие, и белые точки. Если их нет, то матрица в порядке. Если их будет 2-3, то играет роль место: в углу, где будет меньше действующих лиц или по центру. Здесь стоит проявить предусмотрительность и попросить другой экземпляр.

Увеличение

Современные цифровые фотоаппараты обладают способностью визуально приближать объект съемки. Это называется zoom. Такая функция пригодится для фотографирования далеких элементов. Приближая картинку, можно удалять из кадра лишние здания, людей и предметы, делая объект съемки большим и четким.

Но здесь важен вид зума: оптический или цифровой. Первый осуществляет приближение за счет изменения расположения линз в объективе. Второй растягивает кадр программными средствами. Это может помочь при незначительном увеличении, но сильное приближение портит качество изображения.

ISO

Чтобы выбрать хороший аппарат для съемки, необходимо обратить внимание на параметр светочувствительности. Он указывается тремя английскими буквами ISO. Это значение может быть от 100 до 3200. На практике это чувствуется так:

  1. Нужно сфотографировать ребенка днем в парке.
  2. Кадр делается на минимальном значении в 100 единиц ISO. Снимок получается четкий и красивый.
  3. Но если попытаться снять такой же кадр в парке вечером, то будет темно и размыто. Матрице не хватает света.
  4. Любитель включит вспышку, чтобы получить четкое лицо малыша, но так затемнит задний план, и будет непонятно парк это или подвал.
  5. Увеличение значения ISO позволяет получать качественные снимки при естественном освещении. Так, можно фотографировать вечером на улице, в концертном зале или ресторане с приглушенным светом без вспышки.

Поэтому выбирая фотокамеру, стоит подумать о будущем использовании, и проверить насколько велико максимальное значение светочувствительности у аппарата.


Шумы

Этот параметр не отображается в документации оборудования, но имеет серьезные последствия. Проверить его можно только одним способом - приближением снятого кадра на мониторе большого размера, желательно 15,6 дюйма. Шумами называют оттенки и полосы, выбивающиеся из основного рисунка и имеющие произвольную структуру и область расположения.

Например, если сфотографировать огромную скалу, то приблизив ее можно увидеть либо четкие борозды каменного образования, либо мелкий «песок», своеобразную зернистость, портящую качество снимка. На высоком ISO, когда снимок делался в темном месте, такие помехи допустимы. Но при дневном освещении шумов быть не должно. Поэтому серия снимков и тщательное их изучение на большом экране помогут определиться с выбором.

Фокусировка

В цифровой технике нажатие на кнопку производится в два этапа. Первый фиксирует объект в кадре на максимальной резкости для данного расстояния, а второй запечатлевает снимок. Если скорость фокусировки будет слишком долгой (более 1 секунды), то это может сказаться на качестве снимка. При фотографировании природы (больших деревьев или гор) это не будет проявляться, а вот при попытке заснять движущийся автомобиль, длительная фокусировка не позволит уследить за ускользающим объектом, и кадра не получится.

Если элементы съемки колышутся (цветы, флаг, качели), то четкого изображения при медленной фокусировке тоже ждать не стоит. Или картинка в итоге будет четкой, но нужный момент упущен (человек повернет голову, предмет скроется из виду и т. д.). Но, если камера быстро ориентируется, относительно изменяющегося расстояния к объекту, то получится хорошее изображение.

На это влияет и скорость выдержки. Возможность совершать снимок за 1/60 секунды позволяет замораживать события во времени. Так, получится заснять проезжающего велосипедиста, прыжок в воздухе, или вылет пробки из бутылки шампанского.

Тем, кто собирается снимать детей, которые отличаются непоседливостью, стоит выбирать фотоаппарат с короткой выдержкой и быстрой фокусировкой. Лица и действия получатся четкими и в нужный момент.


Чем отличаются «зеркалки»

Изучая разнообразие фотокамер, можно заметить, что зеркальные модели стоят дороже всех. Означает ли это, что, купив ее, автоматически будут все снимки хорошие? Нет! Эта техника имеет широкие возможности для авторского подхода к фотосъемке, и способна создавать непохожие на другие изображения. В оборудовании много функций и настроек, но в руках непрофессионала результат будет как с обычного цифрового аппарата.

Вот главные отличия зеркальных камер:

  1. Все модели имеют съемные оптические объективы, натурально приближающие предметы в кадре. В зависимости от удаленности объекта оптику можно менять. Она продается отдельно. Благодаря набору линз возможны эффекты сжатия пространства и оригинальные снимки.
  2. Зеркальные модели снабжаются диафрагмой. Это лепестковая шторка, частично предотвращающая попадание света на матрицу. Благодаря этому, фокусировка может производиться либо на весь кадр, либо на отдельную часть. На открытой диафрагме можно сделать снимок, где передний план (цветок, человек, машина) будет четким, а задний план (поле, здание, дорога) размытыми. Эксперименты со степенью прикрытия диафрагмы дают разнообразные результаты, и каждый кадр может быть интересен по-своему.
  3. Выдержка. Это временной интервал, происходящий между началом фотографирования сфокусированного объекта и слежением за ним, до полного запечатления кадра. Например, фонтан или волны можно снять на короткой выдержке, что «заморозит» момент со всеми брызгами. А можно поставить длинную выдержку (до 30 секунд), которая оставит четкими все неподвижные предметы, но передаст течение воды.

В зеркальных камерах есть и много других функций, но стоит усвоить, что, если нет желания вникать и разбираться в настройках, то автоматически хороших снимков не получится. Для каждой ситуации необходимо производить регулировку и выставлять нужные параметры. Конечно, в зеркальных аппаратах существует автоматический режим, но зачем тогда переплачивать за то, чем не будешь пользоваться.


Баланс белого

Если камера покупается для небольшого интернет-магазина на дому, где требуется фотографировать товар и выкладывать изображение на свой сайт, то стоит уделить этому параметру большое внимание. При съемке предметов на однотонном белом или черном фоне (чтобы не отвлекать покупателей ковром на заднем плане), необходимо выделить предмет в кадре.

Белая одежда на черном фоне будет смотреться траурно, а на белом сольется. Чтобы предотвратить это используется уменьшение белого цвета, в результате чего появляются более четкие контуры между предметом и однотонным фоном. Это применимо как к выделению белого на белом, так и черного на черном. Только в последнем случае значение необходимо увеличивать.

Коррекция вспышки

При съемке в темное время пригодится эта функция. Например, если нужно сфотографировать вечером человека на фоне здания. При включенной вспышке будет виден только человек с засвеченным лицом и темное пятно сзади. Без вспышки вообще ничего не получится. Поэтому необходима коррекция вспомогательного света, которая освещает передний план, но позволяет при этом «разглядеть» камере задние объекты. Чем темнее на улице, тем большее отрицательное значение вспышки требуется установить.

Серийная съемка

У движущихся предметов или людей быстро меняется положение. Даже при хорошей скорости фокусировки получить желаемый кадр сложно. Если действие можно повторить (прыжок в воду, трюк), то это проделывается до 20 раз, пока не получится тот один удачный кадр. Но, если действие неповторимо (финиширование спортсменов на соревнованиях), то момент может быть испорчен.

Здесь пригодится функция серийной съемки - это совершение нескольких снимков с интервалом в десятые части секунды, при одном нажатии кнопки затвора. Из этих кадров можно выбрать наиболее удачный. Чем больше количество кадров за одно нажатие в данном режиме, тем выше шансы заснять интересный момент. Этот показатель у различных моделей составляет от 3 до 5 кадров.


Аккумулятор

Емкость источника энергии играет важную роль в случае фотографирования в походе или другом удаленном месте от электросети. Когда потребуется снять ключевой момент, а устройство просто не включится, будет обидно. Конечно, существуют батареи для подзарядки, но их необходимо покупать дополнительно.

Емкость аккумулятора измеряется в мили Ампер часах. В документации это выглядит как mА/h. Некоторые фотоаппараты имеют показатели 750 единиц, что очень мало и камера будет часто сигнализировать о низком заряде. Нормальными считаются значения от 1000 mА/h.

Итог

Не существует модели фотоаппарата, которая подойдет всем. При выборе следует руководствоваться будущим предполагаемым использованием по виду объектов съемки, времени суток, и других обстоятельств. Учитывать необходимо и вес камеры, возможность установки дополнительной памяти, а также удобство расположения кнопок. Тогда каждый подберет модель для себя.

Фотоаппарата, лаг затвора , (англ. lag - отставание);

  • Процессоры фотоаппарата, алгоритмы обработки изображений и подавления шума , системы меню, число предустановленных программ и внешний интерфейс , (англ. interface - соединять), фотоаппарата;
  • Типы видоискателей фотоаппарата;
  • Типы и объёмы внешней памяти фотоаппарата;
  • Тип энергопитания фотоаппарата и энергопотребление фотоаппарата;
  • Фотовспышки и осветительное оборудование фотоаппарата.
  • Объектив

    Матрица

    В цифровой фотографии применяются несколько типов матриц (сенсора), которые можно классифицировать по методу:

    • считывания заряда «потенциальных ям»: CCD , CMOS ;
    • цветоделения: матрицы с фильтром Байера и матрицы без фильтра Байера - матрицы Foveon X3 .

    Пример обозначения матрицы в характеристиках фотоаппарата: 1/1,8" CCD 5,25 Mp. - CCD матрица с разрешением 5,25 Мегапикселов и диагональю 1/1,8 видиконовских дюйма.

    Затвор

    • Практически все компактные камеры (то есть матрица меньше чем APS-C) оснащены затвором , который встроен в сенсор. Электронный затвор - это переключатель, который включает сенсор на приём светового потока и выключает его по команде процессора. У таких цифровых камер затвор обеспечивает выдержки в диапазоне (примерно) от 10 с до 1/500 с.
    • Механическим затвором оснащена часть цифровых камер (зеркальные или дальномерные) для точной выдержки и предотвращения попадания на сенсор света после окончания времени выдержки. Механический затвор имеет электрический привод и управляется процессором. Важнейшими характеристиками механического затвора являются минимальная выдержка и выдержка синхронизации . У цифровых камер с механическим затвором выдержки находятся в диапазоне от 30 с и могут доходить до 1/8000 с. Выдержка синхронизации находится в пределах 1/125 - 1/350 с.

    Процессоры

    Параллаксный оптический видоискатель

    Простой оптический видоискатель применяется во многих компактных цифровых фотоаппаратах и представляет собой несложную телескопическую систему с собственным маленьким объективом и окуляром, в который смотрит фотограф. Механически объектив видоискателя связан с трансфокатором основного объектива фотоаппарата и увеличение основного объектива соответствует увеличению видоискателя. Эта конструкция простая и надёжная в работе, но имеет параллакс и не позволяет контролировать точность фокусировки. Кроме того, приемлемое качество изображения такой видоискатель обеспечивает при ограниченной (около 4) кратности зума . Поэтому для объективов с зумом больше 5 × , чаще используется электронный видоискатель.

    Электронные видоискатели

    Наибольшее распространение получили LCD-видоискатели на компактных аппаратах, и в 2009 году режим «Live View» стал применяться даже на зеркальных аппаратах многих фирм.

    Кроме изображения с матрицы, на LCD- и EVF-видоискатели выводятся основные параметры съёмки и дополнительная информация: степень зарядки аккумулятора, зум, выбранное разрешение, качество (степень сжатия), параметры автоспуска, гистограмма яркостей, символ вспышки, символ коррекции дефекта «красных глаз», символ экспокоррекции, выдержка, диафрагма, светочувствительность, программы экспозиции, предустановка баланса белого, запись аудио, номер снимка, область фокусировки и пр.

    Дисплей также служит для просмотра отснятых кадров.

    Одни из основных характеристик ЖК-дисплея фотоаппарата - его размеры и разрешение. Больша́я диагональ удобнее, но требует больших энергозатрат (сокращается время работы от аккумулятора) для подсветки.

    При съёмке на ярком солнце изображение на LCD-экране оказывается очень сложно рассмотреть, поэтому ряд камер имеет вариант «электронного видоискателя с лупой» (обычно обозначаемый EVF), и фотоаппарат при съёмке с таким видоискателем подносят к глазу. Причём существуют как конструкции с отдельным миниатюрным экраном, так и аппараты, у которых один и тот же экран поворачивается «к задней стенке» аппарата или «под лупу» (например, Konica Minolta серии Z).

    Электронный видоискатель не имеет параллакса.

    Недостатки LCD и EVF видоискателей

    • В темноте LCD и EVF видоискатели работают плохо из-за недостаточной светочувствительности матрицы. Паралаксный оптический видоискатель не имеет такой проблемы.
    • ЖК-дисплеи цифровых фотоаппаратов «слепнут» на свету, когда «своя подсветка» у LCD слабее внешнего освещения. Так как EVF видоискатель «спрятан» внутри корпуса, то такой проблемы он не имеет.
    • Изображение на LCD и EVF видоискателях, обновляется не в реальном времени, а с некоторой задержкой (≈ 1/60 сек), что неудобно во время съёмки динамичных сюжетов. Причина заключается в том, что для работы ЖК-дисплея фотоаппарата в режиме видоискателя камера переводится в режим непрерывной «киносъёмки» без записи (с частотой ≈ 60 кадров/сек).
    • LCD и EVF видоискатели цифровых фотоаппаратов потребляют достаточно много электроэнергии, и в целях экономии иногда бывает полезно их отключать.
    • ЦАП LCD создает довольно сильные помехи и ухудшают отношение сигнал/шум.

    Флэш-память

    В современных цифровых фотоаппаратах применяется карта памяти форматов: Secure Digital , CompactFlash , Memory Stick , Multimedia Card (MMC). Формат Secure Digital (SD) наиболее популярен на рынке (на 2007-2009 год).

    Фактическое количество фотографий, которое можно записать при фотографировании на одну флэш-карту ёмкостью 1 Гб, как правило, составляет 200-10 000 и зависит от выбранного для съемки разрешения и формата записи.

    Ряд фотоаппаратов имеет принципиальные ограничения на ёмкость используемых карт памяти, производителем обычно не афишируемые. Так как производство и продажа карт меньшей ёмкости прекращается по мере выпуска более ёмких, в течение примерно двух лет новую карточку к старому аппарату купить становится очень трудно.

    Формат кадра и сменные объективы

    Кадр цифровых фотоаппаратов выбран с отношением сторон (4:3 = 1,33), как у аналоговых телевизоров и CRT мониторов. Стандарт отношения сторон кадра для фотоплёнки (3:2 = 1,5) - 36×24 мм и т. д. Многие цифровые зеркальные фотоаппараты имеют плёночный кадр формата (3:2).

    Размеры матриц большинства цифровых фотоаппаратов меньше стандартного кадра 35-мм фотоплёнки - 36×24 мм. Диагональ матрицы указывается в паспорте фотоаппарата.

    Термин ЭФР, Fэ - «эффективное фокусное расстояние» - определяет фокусное расстояние объектива, дающего на 35-мм кадре тот же угол зрения, что и объектив, установленный на цифровой фотоаппарат с меньшим размером матрицы.

    Вернуть цифровым зеркальным фотоаппаратам широкий угол обзора могут специально разработанные под меньший формат кадра объективы с фокусным расстоянием от › 7 мм.

    Возможности для творчества фотографа

    Режимы экспозиции можно разделить на ручные («творческие») и автоматические (А). Творческие режимы включают съёмку с приоритетом выдержки (Tv), (англ. time variation - изменение времени), или с приоритетом диафрагмы (Av), (англ. aperture variation - изменение диафрагмы), и ручной режим (М), (англ. manual - ручной).

    • В режиме приоритета диафрагмы (Av) фотограф задаёт диафрагму A (с помощью специального колёсика или кнопок), а процессор, основываясь на результатах экспозамера, автоматически вычисляет оптимальную выдержку T, для лучшего отношения сигнал/шум и наименьшей эквивалентной чувствительности ISO.
    • В режиме приоритета выдержки (Tv) фотограф задаёт выдержку T, а процессор вычисляет диафрагму A, для лучшего отношения сигнал/шум и наименьшей ISO.
    • В ручном режиме (М) экспопара (T и A) задаётся вручную, а по данным экспозамера для данного цифрового изображения процессор вычисляет и устанавливает требуемую эквивалентную чувствительность, ISO. Если такая ISO не допустима для данного цифрового фотоаппарата, то процессор предупреждает фотографа о грубой ошибке, которую фотограф допустил при установке выдержки T и диафрагмы A. Ложное значение выдержки T или диафрагмы A становится красного цвета.
    • Для фотолюбителей-новичков и экономии времени фотографов-профессионалов предусмотрен автоматический режим (А), (англ. automatic - автоматический) и много сюжетных программ. Для автоматического режима и сюжетных съёмок оптимизацию большинства параметров съёмки проводит процессор фотоаппарата. Три наиболее часто используемые сюжетных программы («портрет», «пейзаж» и «ночная съёмка») вынесены прямо на диск селектора режимов или выбираются с помощью меню.
    • (англ. Stitch assist - Панорамный режим) служит для облегчения панорамной съёмки. Панорама - это серия кадров, снятая с некоторым смещением по горизонтали или вертикали, впоследствии «склеенная» в единое изображение. «Склейка» выполняется компьютером с помощью программы, идущей в комплекте поставки фотоаппарата. Чтобы эта программа успешно справилась со своей задачей, надо всю серию исходных кадров сделать с одинаковой экспозицией и фокусным расстоянием. Именно это и обеспечивает режим «Stitch assist»: результаты экспозамера и положение трансфокатора фиксируются по первому кадру в серии, и все последующие кадры панорамы снимаются с теми же параметрами, а на дисплее отображаются линии привязки и край предыдущего кадра. Так, даже без штатива, при съёмке панорам с рук, удаётся получить приемлемые результаты.
    • По экспозамеру процессор весьма точно вычисляет параметры экспозиции, но иногда приходится проводить коррекцию экспозиции (экспокоррекцию) вручную. Это связано с тем, что матрица камеры способна фиксировать ограниченный диапазон яркостей (динамический диапазон). Типичные примеры: тёмные горы на фоне яркого неба, съёмка против света, закаты и восходы, преобладание теней и т. д. Объекты в кадре, имеющие больший разброс по яркости, чем динамический диапазон матрицы, не могут быть проработаны одинаково хорошо. Динамический диапазон матрицы (в децибелах) равен количеству электронов, которое может хранить пиксел (ёмкость пикселя), деленному на количество электронов шума (темновой ток + шумы АЦП, ЦАП и электроники за время считывания потенциальной ямы). Если динамический диапазон сигнала составляет, например, 60 дБ, что примерно соответствует значению полная зарядная ёмкость/шум = 1024 = 10 бит, то используется 10 разрядный АЦП. 12-16 разрядный АЦП для 3 цветов каждого пиксела позволяет проработать и глубокие тени.
    • Большую помощь фотографу в оценке экспозиции и экспокоррекции оказывает гистограмма яркостей - график распределения яркостей в кадре. На горизонтальной оси нанесена яркость от тёмного слева до светлого справа, на вертикальной оси нанесено относительное количество пиксел каждого оттенка. Лучше, те фотоаппараты, в которых гистограмма «живая», то есть обновляется во время компоновки кадра.

    На гистограмме видно перекрывает динамический диапазон матрицы фотографическую широту сюжета или нет и куда надо сдвигать экспокоррекцию и результаты сдвига.

    При съёмке сюжета с большим диапазоном яркостей желательно не допускать на цифровых снимках «выгорания» свето́в - все белое (максимальные значения яркости на больших участках изображения) и/или зачернения теней - всё чёрное (минимальные значения яркости на больших участках изображения - это уровень цифрового шума).

    Рекомендуется всегда делать серию снимков с брекетингом экспозиции , кроме тех случаев, когда «недосвет» или «пересвет» кадра бывает полезен для достижения различных художественных эффектов.

    • Экспокоррекция измеряется в величинах EV (англ. exposure value - величина экспозиции). Увеличение экспозиции на +1 EV соответствует открытию диафрагмы на одну ступень или увеличению выдержки в 2 раза. Большинство цифровых камер имеют экспокоррекцию ± 2 EV с шагом 0,2-0,5 EV.

    Форматы записи цифровых фотографий

    Большинство современных цифровых фотоаппаратов записывают изображения в форматах: JPEG , TIFF , Raw .

    Формат JPEG поддерживается всеми цифровыми фотоаппаратами. Формат создан группой JPEG (Joint Photographic Experts Group) специально для хранения фотографий и имеет высокую степень сжатия изображений за счет некоторых потерь качества. Небольшие размеры JPEG-файлов позволяют существенно экономить место на носителе и быстро передавать изображения по линиям связи.

    К изображениям дописывается дополнительная информация о параметрах съёмки в формате EXIF .

    Наиболее перспективен формат RAW, который транслирует информацию с фотосенсора без обработки процессором фотоаппарата. Обработку проводят на компьютере, где возможности значительно больше, чем у микропроцессора фотоаппарата.

    Фотовспышки и осветительное оборудование

    • Практически все цифровые фотоаппараты имеют фотовспышки , которые кроме освещения объекта съёмки, могут иметь функции: устранения вредного эффекта «красных глаз», «синхронизацию по второй шторке», регулировку мощности, подсветку автофокуса, серию вспышек. Обычно излучатель электровспышки встроен в корпус фотоаппарата.
    • У электровспышки типа «Кобра» излучатель крепится на подпружиненном кронштейне, который может подниматься над корпусом камеры для уменьшения вредного эффекта «красных глаз».
    • Полностью избавиться от появления «красных глаз» возможно только при использовании внешней вспышки, удаленной от оптической оси фотоаппарата на достаточное расстояние, или целой системы вспышек и осветительных приборов.

    Простые камеры могут работать с внешними вспышками стандарта ISO 518, которые имеют только центральный синхроконтакт для связи с автоматикой фотоаппарата.

    Чтобы не повредить (не сжечь) автоматику, до работы с внешними вспышками надо убедиться в том, что на синхроконтакте внешней вспышки нет высокого напряжения. У старых моделей фотовспышек для плёночных фотоаппаратов на синхроконтакты подавалось высокое напряжение (от 120 до 340 вольт).

    • В современные компьютерные программы фоторедакторов входит инструмент, выполняющий исправление дефекта красных глаз).

    Внешний интерфейс

    Встроенный ЖК-дисплей фотоаппарата маловат, поэтому просматривать отснятые кадры удобнее на экране телевизора. Подавляющее большинство цифровых фотоаппаратов подключается к телевизору, компьютеру или принтеру через низкочастотный видеовыход кабелем интерфейса USB 2.0,

    Энергообеспечение цифровых фотоаппаратов и другой малогабаритной техники: радиоприёмников, (Notebook , КПК , Handy , плееров, минителевизоров, навигаторов и пр.) разработано недостаточно. Ёмкость, срок службы, вес, габариты и режимы подзаряда даже литий-полимерных аккумуляторов не удовлетворяют все возрастающему энергопотреблению современной «карманной» электронной техники.

    Производители цифровых фотоаппаратов предлагают (2007 г.) два основных типа питания: «пальчиковые» элементы стандартного форм-фактора AA и литий-ионные аккумуляторы собственного формата. Батарейки и Ni-MH аккумуляторы формата АА занимают сравнительно много места, примерно на 100 грамм утяжеляют фотоаппарат и стоят довольно дорого, однако универсальны и применимы в различной технике.

    Ёмкость малогабаритных литий-ионных аккумуляторов тоже недостаточна (~ 1 Ач). Если с полностью заряженным аккумулятором удается отснять 200-250 кадров, то затраты электроэнергии у этого цифрового фотоаппарата ~ 4 мАч на 1 фотографию - это хороший результат. Фотографу рекомендуется всегда иметь пару заряженных запасных аккумуляторов.

    Практически все фотоаппараты имеют разъём для подключения внешнего источника питания, предназначенный для зарядки аккумулятора и съёмок в студии.

    Дизайн и интерфейс

    Хорошая цифровая фотокамера должна иметь удобное расположение органов управления и небольшие габариты. Аппарат должен уверенно лежать в руке. Особенно это касается не слишком компактных и легких камер, имеющих специальную рукоятку, которая должна соответствовать размерам вашей кисти. Надежный захват аппарата уменьшает сотрясение камеры при съемке. Часто используемые органы управления должны находиться в зоне действия указательного и большого пальцев правой руки и должно быть одинаково удобно вести съемку как с помощью двух рук, так и с помощью одной руки, как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях.

    Переключение между режимами съёмки и просмотра должно быть устроено максимально просто - с помощью отдельной кнопки или рычажка. Кнопочное управление намного менее оперативно и наглядно. Удобно, когда экспокоррекция, баланс белого и светочувствительность, а также изменение выдержки и диафрагмы вынесены на отдельные кнопки, колесики (лимбы).

    Дополнительное удобство при съёмке из необычных положений, макросъёмке и т. п. создаётся при наличии у камеры поворотного дисплея.

    Стратегия выбора

    Невозможно создать универсальный аппарат, удовлетворяющий многочисленным и противоречивым требованиям.

    • Главное противоречие: между компактностью фотоаппарата - и качеством фотографий;
    • Противоречие, характерное для любой электронной аппаратуры: между весом - и степенью автономности.

    Поэтому вначале надо определиться со списком необходимых функций - и тех, которыми можно пренебречь. Затем - сравнивать технические характеристики фотоаппаратов уже только в данном ценовом классе.

    Физический размер матрицы

    Свойства полупроводников таковы, что в них всегда наличествует так называемый тепловой шум. Уровень помех также возрастает из-за неоднородности легирующих примесей и других недостатков технологии. В результате изображение, получаемое с матрицы, всегда «подпорчено» хаотично меняющимися значениями яркости и цвета каждого пиксела.

    Влияние этого шума на конечное изображение одного и того же физического размера (например, отпечаток 10×15 см):

    • тем выше, чем меньше физический размер одного светочувствительного элемента.
    • тем ниже, чем больше число элементов в изображении.

    В результате оказывается, что при прочих равных характеристиках - чем больше физический размер матрицы, тем выше качество изображения.

    Технологические проблемы производства фотосенсоров

    Увеличить фоточувствительную площадь и уменьшить площадь, потраченную на схемы считывания заряда («обвязку»), каждого из десятков миллионов фотодиодов маленькой матрицы с большой разрешающей способностью можно по меньшим, чем 0,14 микронным технологиям. На 2007-2008 год интегральные микрочипы фотосенсоров производятся по 0,25 - 0,14 микронным технологиям.

    Требования к оптике

    Маленькие матрицы с большой разрешающей способностью (более 10 эффективных Мп) требуют и от объектива большой разрешающей способности.

    Возьмем для примера матрицу CCD 1/1,8" (5,32×7,18 мм) в кадре 4/3 (3584×2688), разрешение 9 633 792 пиксел. 70 % площади матрицы занимают 28 901 376 фотодиодов.

    Считаем эффективную площадь матрицы Р=0,7×5,32×7,18 = 26,73832 мм 2 . На 1 мм 2 приходится 28 901 376/26,73832 ≈ 1 080 897 фотодиодов ≈ 360 299 пиксел. √360 299 ≈ 600 пикселов на миллиметр.

    Объектив этого компактного цифрового фотоаппарата должен иметь разрешающую способность более 300 lpm (линий на миллиметр, lines per millimeter ). В оптике 2 пиксела представляют одну линию .

    При разработке объективов нового поколения используются линзы из стекла, пластика, керамики и плоские линзы.